Что такое «Добролет» и куда он полетит
Низкобюджетная авиакомпания-лоукостер «Добролет» планирует уже в середине следующего года начать перевозки пассажиров. Как заявил на пресс-конференции глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, цена авиабилета «Добролета» может быть на 30–40% ниже обычной цены. Если брать железнодорожные перевозки, конкурентом которым становится «Добролет», то цена билета будет «дороже плацкарты, но дешевле купе».
За возможность летать дешевле придется согласиться на менее комфортные условия: спинки кресел не будут откидываться, пространство между креслами будет меньше, еда — за дополнительную плату, как и багаж. Кроме того, билеты будут продаваться только через интернет, что позволит компании не тратиться на собственные офисы, — ведь эти расходы тоже обычно сказываются на цене билета.
Такие условия — стандартные для всех лоукостеров в мире. При этом в Европе их перевозки растут темпами до 40% в год при росте всего объема перевозок до 4–5%. «Это продукт необычный, продукт жесткий, это не «Аэрофлот», это другой сервис. Но мы надеемся, что если пассажир хочет нормально передвигаться, то он все это нормально воспримет. Во всяком случае в Европе это очень популярный продукт», — объяснил Виталий Савельев.
«Аскетизм» лоукостера «Аэрофлот» планирует компенсировать не только радикальным снижением цены на билеты. В парке «Добролета» будут только новые самолеты Boeing-737-800 NG вместимостью 170 кресел (бизнес-класса не будет). Сначала планируется запустить восемь самолетов, а через три года, по оценкам «Аэрофлота», их может быть уже 40, но это зависит от спроса. Пока что планы оптимистичные: спрос на низкобюджетные перелеты увеличится с чуть более 1 млн пассажиров в 2014 году до 10 млн к 2018 году. Для сравнения: за первое полугодие 2013-го сам «Аэрофлот» перевез почти 10 млн пассажиров.
В 2014 году «Добролет» планирует начать полеты, возможно, из аэропорта Домодедово. Скорее всего первыми встанут в расписание новой авиакомпании Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург, Махачкала, Краснодар, Уфа, Калининград и Новый Уренгой. В 2015 году он охватит 19 городов, а в 2016 году — 26. Через два года после запуска будут вводиться и зарубежные рейсы: в Киев, Ереван, Стамбул. Сделать это раньше новой компании не разрешает законодательство.
Что нужно для взлета
Чтобы лоукостер действительно заработал уже в 2014 году, необходимо в первую очередь до конца этого года принять необходимые законы, которые уже внесены правительством в Госдуму. «Лоукостер в России не полетит, если мы не гармонизируем наше законодательство с нормами, существующими в глобальной отрасли», — объяснил Виталий Савельев.
Речь идет, в частности, о разрешении авиакомпаниям не включать в билет питание на борту и провоз багажа. Сейчас эти услуги в обязательном порядке входят в стоимость билета. Кроме того, лоукостер не сможет развернуться в полную силу, если будет сохранен запрет на найм на работу иностранных пилотов. Нехватка в отрасли сейчас оценивается в 200 пилотов в год.
Важно также предоставить российским авиакомпаниям право продавать невозвратные билеты. Такое право есть у всех зарубежных компаний, и им в первую очередь пользуются лоукостеры. Имея возможность вернуть билет, потенциальные пассажиры зачастую покупают его, даже если не имеют полной уверенности в поездке. В итоге объем возврата билетов за два-три дня до вылета в том же «Аэрофлоте» иногда достигает 25–30 на рейсе. Желающих же улететь в авральном порядке гораздо меньше. В итоге российские авиакомпании несут финансовые потери — до 30 млрд руб. в год. Задача внесенных законопроектов — привести отечественную практику в соответствие с давно оправдавшей себя международной.