20396
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22728
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12048
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8079
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6697
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12023
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9492
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7469
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7909
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4044
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4378
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2856
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2918
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5567
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3699
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
00:05 24/10/2012 Анастасия Рафал 0 1582

За кулисами шоппинга

Все материалы сюжета Приложение «Экономика и бизнес»

Московские баеры рассказывают о рынке одежды и обуви в столице

Владимир Вяткин

Отечественные магазины не балуют модников ни ассортиментом, ни качеством одежды — за редким исключением она начинает скатываться уже после первой стирки. Немудрено поэтому, что в последние несколько лет горожане предпочитают одеваться за границей. О том, почему так происходит, «МН» поговорили с байерами — людьми, которые закупают одежду для столичных магазинов.

Наталья Попова, владелица магазина женской одежды

«У нас получается как в той пословице: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз»

О себе: «По образованию я художник, до перестройки преподавала живопись в художественном училище. В 90-е годы сестра — она тогда подрабатывала в «Лужниках» — попросила меня поработать вместо нее. Ей надо было отлучиться на месяц, а место терять не хотелось. Так я оказалась на рынке. Свою месячную зарплату педагога я здесь зарабатывала за день. Спустя полгода у меня уже была своя точка, а в 1998 году первый магазин на ВДНХ. Позже мы открыли семь магазинов женской одежды по всей Москве, но этот сумасшедший кризис 2008 года, когда продажи упали на 80%, нас съел. Осталась только одна точка на Кузнецком мосту».

Алексей Строганов, байер с 20-летним стажем

«Почему многие бренды в Россию не везут? Потому что здесь на них не удается заработать»

О себе: «В 1992 году я окончил институт ле-егонькой промышленности. Как раз в это время рухнул Союз, открылись границы. Для меня стартовыми площадками стали Рижский рынок и «Лужники». Возможности тогда были огромные, в стране не было ни-че-го! Одна точка на рынке легко приносила ­$3–5 тыс. в месяц. В 1995 году мы открыли в Москве пять магазинов мужской одежды и обуви. До конца ­90-х весь товар отшивался в странах Европы — Франции, Италии, Испании. Но этот этап уже давно позади. Сейчас я собираюсь запустить крупный обувной интернет-портал. Есть американские инвесторы, которые в этом очень заинтересованы».

«МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»: Откуда сегодня везут товары в Россию?

Наталья Попова: В основном из Китая и Турции. Я привезла первую партию из Стамбула: в 1995 году там все было недорого. Но местные изделия мне никогда не нравились: дешевые синтетические ткани, обилие блесток, рюшей — какая-то цыганщина. Поэтому мы переориентировались на Китай. В Пекине есть целый район Ябао-лу, где производят и продают дешевые товары для российского рынка. Но вскоре мы отошли от ширпотреба. Брали немецкий трикотаж, нашли стоки, где продавались остатки французских, американских и итальянских заказов. А в конце ­90-х основали в Китае свою фабрику. Четыре года назад из-за кризиса ее пришлось закрыть. Сейчас я везу из Поднебесной одежду, которая остается от заказов крупных фирм».

Алексей Строганов: Преимущественно это Китай. Раньше везли из Турции, Италии, Испании. Крупные игроки ездили в Малайзию и Индонезию. В 90-е годы мы с моим другом мотались за товаром в Стамбул. Везли джинсовую, спортивную, позже кожаную одежду. Утепленная кожаная куртка в то время стоила $100–300 в закупке и уходила в «Лужниках» за $200–700. Добротные дубленки закупали за $600–700, а продавали по $1–1,5 тыс. Сейчас, конечно, кожа в Турции стоит дешевле. Но в то время на отечественном рынке не было такого количества производителей кожаной одежды, поэтому и турецкие компании держали высокие цены.

МН: Чем руководствуется байер, выбирая товар?

Н.П.: Чем? Наверное, вкусом. Хотя с «Лужниками» у меня была проблема: я привозила вещи, опережая моду. Первый год они не продавались. В магазинах тоже так бывает: помню, как мы отшили штаны «али-баба» — женские шаровары. Поначалу их никто не брал. Спрос появился позже, когда их стали предлагать массово.

А.С.: Смотрим, что сейчас носят. Посещаем специализированные выставки. И анализируем продажи: если модель пользуется спросом в текущем сезоне, велика вероятность, что она хорошо пойдет и в следующем.

МН: Сегодня все больше людей стараются одеваться за границей, поскольку там и выбор больше, и цены ниже, и товар лучше. Зачастую даже в сетевых бутиках не найдешь всего, что предлагают магазины аналогичной марки где-нибудь в США. Почему у нас все дорого и сердито?

Н.П.: Мой друг работает в Китае: растаможка 40-фунтового контейнера, который он отправляет в Бельгию, стоит ему $5 тыс., нам — $16 тыс. (если мы везем товар в Россию). В среднем растаможка одного килограмма товара обходится в $15–20. Это раз. По поводу ассортимента: сейчас мне ни к чему много однообразного товара, мне нужна «пестрая» подборка — пять таких жакетов, восемь иных. Но раз модели и состав ткани отличаются, я не могу их оформить как одну партию. На каждые три-пять жакетов приходится заполнять отдельный документ (invoice) и платить по $40 за каждый. Есть, правда, транспортные фирмы, которые везут все товары втемную, без оформления, это дешевле. Но крупные сети — если вы спрашиваете о сетевых магазинах — обычно завозят все легально. Отсюда наценка. Что же касается коллекций, я регулярно везу в Москву остатки от заказов известных брендов, и те модели, которые я закупаю в Китае, появляются в столичных магазинах спустя два года. То ли к нам завозят то, что не распродалось в Европе, то ли мы отстаем в моде.

А.С.: Если мы говорим об ассортименте, то в Россию все приходит из Европы и США с опозданием на два года. Видимо, это связано с тем, что новые коллекции стоят дорого, поэтому их закупают спустя некоторое время, когда они падают в цене. Стоимость же отличается потому, что некоторые сети контролируют свою розницу по всему миру, другие нет. В целом, что касается цены и качества, чем дороже вещь — тем накладнее ее доставка. Растаможка одной пары недорогой обуви из кожзама обойдется в $3–5, а элитной из добротной кожи — в $25–30. В Европе это стоит на порядок дешевле, поэтому у них и цены в рознице существенно ниже. Думаете, почему многие бренды к нам не везут? Потому что в России на них не удается заработать. Не говоря уж о том, что сам процесс растаможки у нас занимает один-три месяца, тогда как на Западе — две недели, максимум месяц. Есть, правда, транспортные компании, которые везут товары неофициально, выдают натуральные ткани за искусственные, занижают закупочные цены, но крупные сети так не работают.

МН: Может, проще покупать вещи у отечественного товаропроизводителя?

Н.П.: А нечего. Модели не те. Ткани не те. У нас много молодых талантливых дизайнеров, но нет производств, где они могли бы себя реализовать. Для того чтобы китайские фабрики поднялись, их освободили от уплаты налогов. Я бы очень хотела открыть фабрику в России, но мы бы работали только на аренду. В Китае мы платили 65 центов за квадратный метр, а здесь с нас бы взяли минимум $20. Там нам с ходу предоставили новейшие швейные машинки, даже денег поначалу не взяли. Политика такая: заработаешь — отдашь.

А.С.: Покупают. По поводу одежды ничего не скажу, но если говорить об обувном рынке, здесь представлены такие уже известные обувные бренды, как Ralf Ringer — они занимаются производством обуви в России с 1995 года и сейчас продвигают свой бренд в странах СНГ. Из женских марок обуви — Glamour, Argo (Пятигорская меховая фабрика), Giotto (Московская обувная фабрика). Комплектующие они закупают в Европе, а производство идет в России. Магазинам это выгодно: не надо заниматься растаможкой, но отечественных брендов не так уж много.

МН: Какова средняя наценка в столичных магазинах?

Н.П.: Если, положим, себестоимость товара — 1000 руб., и его еще надо привезти, растаможить, заплатить аренду, налоги, выдать оклад продавцам, — значит, умножаем эту сумму на три, а иногда на четыре.

А.С.: В крупных розничных сетях — 100–150%, в люксовом сегменте — 250–300%. Если вещь в магазине (не бутике) стоит $100, то из них $40 — это стоимость закупки, $5–10 — растаможки, столько же аренда, остальное прибыль. Если бы правительство сделало беспошлинным ввоз товаров легкой и обувной промышленности, как это происходит, к примеру, в США, то и у нас конечная цена для потребителя была бы намного ниже.

МН: Почему в магазинах порой сложно найти одежду из натуральных тканей? Если свитера еще можно найти шерстяные, то в брюках обязательно будет 40–60% полиэстера, акрила.

Н.П.: Во-первых, на мировых рынках натуральные ткани дорожают. Скажем, вещи из кашемира в закупке стоят $55–60, из шерсти — $12. Дорожает и само производство. В Поднебесной это связано с ростом уровня жизни. Если четыре года назад мы платили китайским швеям $300 в месяц, и это была неплохая зарплата, то сейчас пришлось бы платить $500. Недаром многие английские и американские производители уходят в Тайвань, Бангладеш, Камбоджу. Наконец, завезти натуральную ткань дороже, чем синтетическую. Не скажу о ценах этого года, но два года назад растаможка шерсти стоила $26–27 за килограмм. То есть у нас получается как в старой пословице «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз».

А.С.: Цены. Сегодня в Турции или Италии качественный мужской костюм из шерсти стоит $250–300, тогда как добротный синтетический — ­$40–70. В Китае дешевле, но ненамного. Азия в последнее время выросла в цене. Пара хорошей кожаной обуви в Китае обойдется в $150–200, тогда как три года назад стоимость не превышала $70–120. Поэтому многие итальянцы сейчас стараются размещать производство обуви в странах Европы, это и с точки зрения логистики проще. И еще один момент: в последние 10–15 лет производители поняли, что шить из качественной ткани — себе в ущерб. Если вещи перестанут скатываться, растягиваться, вы будете реже обновлять гардероб.

МН: Есть ли в понимании продавцов беспроигрышные модели и цвета?

Н.П.: Пожалуй, это все гаммы от терракотового до коричневого, от голубого до синего и зеленые. Видимо, под цвет глаз. Беспроигрышный цвет — черный. Его никто не хочет брать, но все берут, потому что практичный, немаркий, скрывает недостатки фигуры, легко комбинируется. Обычно, когда речь заходит о выборе модного цвета, смотришь, что носят сейчас или, наоборот, какого цвета давно не было на рынке.

А.С.: Беспроигрышная категория — это консервативное, классическое направление, обычно в магазинах представлено до 30% такого товара. А цвета, которые всегда в ходу, — это белый, черный, и темно-синий.

МН: Многие москвичи жалуются, что у нас представлен не весь размерный ряд. Сложно найти большие — 56-й и выше размеры. В большинстве обувных марок нет 35-го размера.

Н.П.: Самые ходовые женские размеры — 48–54. S и XS берут те, кто занимается молодежной модой. У меня если в партии есть «эски», то, как правило, они уходят только со скидками.

А.С.: Я могу сказать по обуви. Все берут усредненную женскую сетку — 36–40, мужскую — 40–45. Но в этой сетке наибольшим спросом пользуется середина. То есть если вы байер, то вы, как правило, возьмете три пары 38-х, по две 37-х и 39-х, а все остальные — по одной. То же и с мужскими размерами обуви.

Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group

«То, как выбирает ассортимент байер, целиком зависит от специфики формата, в котором он работает. Если речь идет о сетевом розничном магазине, то закупка коллекций не зависит от личных предпочтений байера, она ориентирована на текущие модные тренды сезонов с учетом региональной специфики рынка. Так, в одной сети в магазинах, расположенных в столицах, коллекции будут отличаться от магазинов, расположенных в регионах. Регионы с холодным климатом будут продавать коллекции, отличные от южных магазинов. Поэтому, например, в магазинах Zara в России мы найдем иные модели, чем в испанской сети, в соответствии с особенностями нашего климата и спецификой спроса».