Вчера во Владивостоке на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию дальневосточного региона премьер-министр Дмитрий Медведев предложил: «Может быть, стоит подумать о том, чтобы на ограниченный срок и в пределах определенного количества освободить от таможенных пошлин ввоз гражданских самолетов с количеством мест до 72 — до тех пор, пока мы не наладим выпуск самолетов подобной вместимости», передает РИА Новости. Минэкономразвития, Минпромторг и другие ведомства получили соответствующие задания. «Здравое решение, — прокомментировал слова премьера главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий, — эти пошлины никогда не дали никого полезного эффекта ни для развития национального авиастроения, ни для наполнения российского бюджета. Правда, было бы лучше отменить их все сразу, на все классы самолетов».
История ожесточенной лоббистской борьбы вокруг запретительных таможенных пошлин на иностранные самолеты насчитывает два десятилетия. Протестовать против них не устают авиаперевозчики, авиастроители, наоборот, отстаивают необходимость протекционистского барьера. В результате пошлина на товарную группу «воздушные суда» составляет 20%. Вместе с НДС это увеличивает стоимость самолета более чем на 40%. Но есть важные исключения: пошлина не распространяется на самолеты вместимостью до 50 и более 300 пассажирских кресел.
Предложение премьера поднять порог исключений для самолетов до 72 кресел связано с его же (тогда — президента) прошлогодней инициативой ускоренно вывести из эксплуатации устаревшие региональные самолеты советской разработки. После серии аварий 2011 года президент Медведев поручил транспортным властям отказаться от использования Ан-24, Ту-134, Як-40 и найти им современную замену (см. «МН» от 9 сентября 2011 года). Предполагалось, что уже с 1 января 2012 года самолеты-«ветераны», которых сейчас на региональных маршрутах работает примерно сотня, перестанут выполнять регулярные полеты. Однако немедленно выяснилось, что небольшие авиакомпании в отдаленных областях Сибири и Дальнего Востока не способны оплатить новые суда. А отечественная авиапромышленность к тому же физически не способна столько самолетов выпустить в обозримые сроки. Единственная «новинка», которую она может предложить в классе региональных турбовинтовых самолетов, — это Ан-140, максимальной вместимостью 52 пассажира, который штучно выпускается на самарском заводе «Авиакор» (входит в холдинг Олега Дерипаски «Базэл»). Среди коммерческих авиаперевозчиков России «Авиакор» имеет сейчас единственного клиента — авиакомпанию «Якутия», которая заказала ему шесть Ан-140 (поставлено четыре).
Между тем противники отмены протекционистских пошлин остаются при своем мнении. «В преломлении на региональную авиацию эта мера не способна полностью решить вопрос авиационной доступности отдаленных регионов России», — заявил «МН» вчера Александр Филатов, генеральный директор корпорации «Русские машины», объединяющей машиностроительные активы «Базэла», в том числе и «Авиакор».
«Доставшаяся в наследство нынешнему поколению инфраструктура аэропортов в таких регионах, как правило, находится в плачевном состоянии, и импортные самолеты — АТR, Bombardier, Емbraer, которым требуется ангарное хранение, подготовленные искусственные ВПП, в принципе не могут там эксплуатироваться. Для работы на грунтовых и заснеженных посадочных полосах, в суровых климатических условиях, без возможности ангарного хранения, требуются иные решения», — объясняет Филатов. Он уверен, что большинство авиакомпаний, работающих в Сибири и на Дальнем Востоке, предпочли бы иметь в своих парках самолеты именно типа Ан-140. «Однако их останавливает два фактора — сравнительно высокая цена Ан-140 и то, что завод «Авиакор», являющийся их единственным производителем в России, не может выпускать больше шести–десяти таких самолетов в год»», — пояснил гендиректор «Русских машин». По его убеждению, «даже половины средств, которые может сейчас недополучить федеральный бюджет в связи с отменой пошлин на ввоз иномарок до 72 мест, хватило бы, чтобы переоборудовать мощности того же «Авиакора» под выпуск 30 самолетов Ан-140 в год. С таким объемом производства мы могли бы наполнить рынок современными, пригодными для использования в отдаленных регионах самолетами в течение семи-восьми лет».