Нечасто в современном мире волнует политиков самого высокого уровня судьба художника-авангардиста – пусть известного и талантливого на грани гениальности. Речь о 53-летнем гражданине Китая по имени Ай Вэйвэй, которого власти этой страны 3 апреля посадили за решетку по обвинению в уклонении от уплаты налогов, а 22 июня вечером отпустили под залог. Интересна в этом деле даже не сумма, а, так сказать, форма этого залога.
«Конечно, это большое облегчение и для самого мастера, и для его семьи, – заявил министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, – однако обстоятельства освобождения Ай Вэйвэя продолжают внушать тревогу». Примерно в том же духе высказался и госдепартамент США, отметив, что китайский художник попал в тюрьму «лишь потому, что претворял в жизнь права человека, признанные международным сообществом». Почитателей Ай Вэйвэя во всем мире более всего беспокоит то, что уголовное дело против него могут возобновить в любой момент. А это означает, что автор грандиозных художественных проектов, в том числе стадиона «Птичье гнездо», возведенного в Пекине к Олимпийским играм 2008 года, может вновь лишиться свободы.
Передохнув немного дома, Ай Вэйвэй предстал вместе с матерью и женой у дверей своей студии в предместье Пекина перед журналистами и друзьями, ждавшими его два с лишним месяца. Выглядел он уставшим и похудевшим. «Чувствую себя хорошо, только не спал всю ночь, – сказал мастер. – Простите меня, но я не могу говорить. Я нахожусь под надзором. Поймите это, пожалуйста».
До 2008 года Ай Вэйвэй политикой почти не интересовался, но в том году в китайской провинции Сычуань произошло страшное землетрясение, унесшее почти 90 тысяч жизней. Общее горе усугубилось тем, что среди жертв были тысячи детей, погибших под руинами школ, построенных без соблюдения требований сейсмической безопасности, – иными словами кто-то нажился на стройматериалах, на цементе.
Эта трагедия стала отправной точкой для радикализации политических взглядов Ай Вэйвэя, который от критики воров-чиновников постепенно перешел к публичному и дерзкому неприятию политического режима в стране. Выражал свои взгляды мастер не только словесно, но и в доступной лишь ему красноречивой творческой форме – к примеру, в инсталляции из рассыпанных по полу 100 миллионов фарфоровых семечек, символизирующих простой китайский люд. Художника уже сажали под домашний арест, но до тюрьмы дело до весны этого года не доходило.
Обвинения Ай Вэйвэя в «крупномасштабных экономических преступлениях» и комментарии китайского МИДа о том, что его дело «не имеет ничего общего с правами человека или свободой слова», сопровождаемые требованием не вмешиваться во внутренние дела страны, лишь раззадорили международное общественное мнение. В защиту мастера выступили власти Великобритании и Германии, а инициированную нью-йоркским Музеем Гуггенхайма онлайн-петицию подписали свыше 143 тыс. человек. В этом месяце Ай Вэйвэй был избран почетным членом британской Королевской академии искусств, после чего британский скульптор Аниш Капур в знак протеста против действий властей КНР отменил свою выставку в пекинском Национальном музее Китая.
Синьхуа, государственное информагентство КНР, пояснило, что Ай Вэйвэй, страдающий, «хроническими заболеваниями» (гипертонией и диабетом), согласился выплатить налоги и был выпущен «за хорошее поведение», которое выразилось в «признании в преступлениях». Почитатели мастера говорят о том, что Пекин попытался «сохранить лицо» в канун начинающихся в ближайшие дни визитов премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Берлин, Лондон и Будапешт – венгры тоже активно протестовали против репрессий китайских властей в отношении Ай Вэйвэя.
«Я под надзором, поймите»
Диссидент Ай Вэйвэй после освобождения не спал всю ночь
Наверх