«Добро пожаловать в капкан»
«Добро пожаловать в капкан» (Великобритания-США, режиссер Эрен Криви) – люблю британские криминальные драмы, поскольку они всегда сделаны с самоотдачей и по правилам. Эта — совсем уже по правилам. Место действия, в основном, — ночь. Трупов — десятки. Эмоций – миллионы вольт. Сплошные предательства. Неистребимая несправедливость. Коп, лично ненавидящий грабителя (тот три года назад во время неудачного задержания прострелил ему колено), вынужден объединиться с ним в одну команду, поскольку понимает, что вокруг сплошная коррупция, а их обоих намереваются убить, чтобы скрыть следы политических и внутрикорпоративных преступлений. Кто до чего станет докапываться, если герой-полицейский и давно преследуемый им гад-преступник в ходе схватки уничтожили друг друга? Мне – подобное нравится. В том числе и актерским составом: Джеймс Макевой, который вдруг, при всей своей субтильности, стал героем боевиков, играет копа, суровый гигант Марк Стронг, перекокошивший кучу народа в британских боевиках последнего десятилетия, — преступника (у которого своя честь и правда), фирменный представитель серьезного британского кино Питер Муллан – его верного друга. Британский нуар: мужики, надо чаще встречаться!
«Истребитель зомби»
«Истребитель зомби» (Испания-Куба, в оригинале Juan de los Muertos, «Хуан против мертвяков», режиссер Алехандро Бругес) – давно я так не хохотал, несмотря на то, что отрубленные головы летают по экрану справа налево и слева направо. Наконец-то удалось поглядеть комедийный ужастик, о котором я впервые написал в «МН» еще два года назад, сразу после известия о его съемках.
Вообще-то вплоть до просмотра я не верил, что на Кубе, при частичном финансировании со стороны официальных киноорганов, можно снять сатиру на ее политику и ее народ. Да, режиссер не кубинец, а аргентинец. Но он обучался искусству делать кино именно на Острове Свободы. Отплатил теперь, предатель. Суть в том, что на острове начинается невесть что: злыдни, в том числе из числа коммунистов, начинают заживо пожирать людей. Начинается эпидемия зомби, которая охватывает всю Гавану. Поскольку в стране не показывают американские фильмы и там понятия не имеют о зомби, то власти расценивают это как очередную контрреволюционную провокацию диссидентов, которых спонсируют американские империалисты. А простые граждане – те просто в изумлении, которое, впрочем, не мешает им вести привычный образ жизни. А привычный - это не работать, греться на солнышке и непрерывно кирять. Даже в ситуации кровавого разгула мертвецов персонажи не желают эмигрировать куда-нибудь в Майами, поскольку там нужно работать-горбатиться, а за полувековую историю кубинской революции пришлось пережить еще и не такие напасти. Всё пережили – и это тоже переживем.
В конце концов главный алкаш – тощий Хуан – приходит к выводу, что новая ситуация позволяет организовать частный бизнес. Под лозунгом «мы избавим вас от ваших близких» (имеется в виду: тех, кто стал трупаком-кровососом). В американских фильмах зомби убивают выстрелами в голову. Но у кубинцев нет огнестрельного оружия, поэтому они в прямом смысле вышибают зомби остатки мозгов с помощью всех подручных национальных средств: мачете, весел, бейсбольных бит, а также рогаток и невесть откуда взявшейся нунчаки.
Верх цинизма. Верх политсатиры (смысл в том, что живые кубинцы и сегодня неотличимы от зомби). Смешные гэги и шуточки, зачастую основанные на сексуальной непристойности. Мальчик: Мой папа – крутой! Хуан: Да он педераст! Мальчик: А что такое педераст? Хуан: Это образ жизни. Или: приятель нечаянно замочил не зомби, а живого. Хуан: Ты что, не можешь отличить хороших от плохих? Приятель: Да на Кубе всегда было трудно понять, кто плохой, а кто хороший!
Чего стоит одно только противоборство главного героя с трансвеститом, который превратился в зомби, пока они были рука к руке прикованы наручником (приковали военные, пытавшиеся собрать народную армию для борьбы с нечистью): это противоборство превращается в смешное танго. Замечательны и финальные титры, идущие на фоне анимэ: Хуан, решивший остаться на острове и избрать свой особый путь – стать героем, отсекает головы зомби под издевательскую переделку классической песни Синатры My Way, перепетой Сидом Вишесом.
Короче, подобного вы не видели. И можете не увидеть: после недели показов на отдельных московских сеансах фильм, похоже, исчез из столицы до начала мая. Ну что вам посоветовать… Кто (это не я!) выкрикнул слово «интернет»?