Эрнст Петер Фишер. Растут ли волосы у покойника? Мифы современной науки. — М.: БИНОМ (cерия «Универсум»), 2013
В науке часто рождаются мифы, которые отличаются поразительной живучестью: воспроизводятся в книгах и передаются из уст в уста. Почему весь мир полагает, что пенициллин открыл Александр Флеминг, а родители троечников утешают себя тем, что великий Эйнштейн считался в школе едва ли не умственно отсталым. Подобному мифотворчеству и посвятил свою книгу известный немецкий популяризатор науки Эрнст Петер Фишер. Фишер остроумно развенчивает мифы последнего времени: к примеру, что расположение генов определяют все — от рака до гениальности и что в день необходимо выпить два литра воды. Автор ловко проводит аналогии между Нобелевской премией и Олимпийскими играми, связывает законы Ньютона со сказками Гофмана. Фишер провоцирует и смешит читателя, так что после прочтения книги закрадываются сомнения и возникает желание перепроверить упомянутые им факты, и значит, популяризатор попал в самое яблочко.
Люси и Стивен Хокинг. Джордж и большой взрыв. — М.: Розовый жираф, 2013
Гениальный астрофизик и человек-легенда Стивен Хокинг вместе с дочерью Люси написал лучшую на данный момент трилогию про «большое космическое путешествие» («Джордж и большой взрыв» — последняя ее часть), где доходчиво и одновременно честно объяснили юным читателям про черные дыры, гравитационные поля, теорию большого взрыва, квантовую механику и Большой адронный коллайдер. Герои книги — мальчик, девочка, физик и поросенок — отправляются автостопом по Галактике, по ходу маршрута отвечая на бесконечные детские «почему», ради которых старательные родители вынуждены часами штудировать википедию.
Ричард Докинз, Дэйв Маккин. Магия реальности. Как мы узнаем истину. — М.: Астрель, Corpus, 2013
Автор «Самого грандиозного шоу на Земле», последовательный дарвинист, рационалист и убежденный эгоцентрик разъясняет детям, что есть реальность и как отличить истину от мифа. Про Докинза сразу понятно, что он из тех, кто презирает чудеса, а сказку делает былью. Свое повествование он начинает с пересказа старых мифов о земле, воде и зарождении жизни и происхождении всего, чтобы потом прокомментировать то же самое с точки зрения биологии, физики, лингвистики и астрономии. Если вы хотите, чтобы ребенок вел свою генеалогию не от аиста с корзинкой, а от мартышки и банана, чтение «Магии» как раз то, что надо.
Книга недели
По данным продаж магазина «Москва» — 3–11 июня
Ален де Боттон. Искусство путешествовать. М.: ЭКСМО, 2013
«Мы завалены советами по поводу того, куда нам отправиться, но что-то не слышно, как и зачем». Эта цитата — из книги «Искусство путешествий» Алена де Боттона. В 2006 году ее напечатали на газетной бумаге в качестве бонуса к журналу «Афиша-Мир», и она неожиданно стала хитом сезона. Тогда слово «трэвелог» издатели еще не выучили, а «путешествующий класс» уже сформировался. Нынешнее издание — уже третье по счету, выполнено на хорошей бумаге, и снова — лидер продаж.
Если вас будут спрашивать, что взять с собой в качестве дорожного чтива, можете смело рекомендовать эту книжицу. Нехитрые соображения (про то, что предвкушение путешествия всегда превосходит реальность, что за границей люди удивляются охотнее и чаще, что природа пробуждает чувство возвышенного, а аэропорты провоцируют ностальгию и покой) в дороге приходятся как нельзя кстати. К тому же по всякому поводу Боттон ищет поддержки у своих более именитых коллег: в дорогу читателя собирает Гюисман, Бодлер и Хоппер помогают одолеть путевые невзгоды, фон Гумбольдт предлагает услуги экскурсовода, а Уильям Вордсворт спроваживает всех на лоно природы. Топография «Искусства путешествий» не менее обширна, чем ее литературоведческая составляющая. Ален де Боттон резво мечется между Лондоном и Барбадосом, из Мадрида перебирается в Амстердам, устав от городов, переезжает в Озерный край, чтобы закончить свои странствия Провансом.
Выбор обозревателя МН
Герт Мак. Амстердам. М.: Издательство Ольги Морозовой, 2013
«Формально Амстердам — город, но на самом деле он нечто намного большее. Его влияние выходит далеко за пределы городских стен, охватывая всю страну, весь мир. Как же познакомить вас с этим удивительным явлением, носящим имя — Амстердам?» — озадачивает читателя Герт Мак, известный голландский журналист и автор бестселлеров по истории Нидерландов.
Впрочем, автор легко выпутывается из сложной ситуации: описать «весь мир» для Мака значит обнаружить говорящие детали, которые сами за мир все расскажут. Каббалистические знаки на стене дома, нарисованные безумным бургомистром собственной кровью. Изящный башмачок средневековой дамы оказывается наброском к сюжету о повешенной за убийство девушке, найденным в архивах Рембрандта. На примере деревушки с десятками сточных канав, выросшей в один из главных городов мира, автор рассказывает поучительную историю всей Европы.