В Москве будет 146 муниципальных образований вместо нынешних 125. Пакет поправок к закону «О территориальном делении Москвы» накануне внес в Мосгордуму мэр Сергей Собянин. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 июля 2012 года.
Присоединенные к Москве территории представляется нецелесообразным превращать в районы и создавать там органы исполнительной власти — управы, указано в законопроекте. Поэтому новые поселения, включенные в состав столицы, сохранят свой статус. В Москве, таким образом, будет три вида муниципальных образований: муниципальные округа, городские округа и поселения.
Полномочия местных властей будут различаться. В отличие от депутатов муниципальных собраний «старой» Москвы, местная власть недавно вошедших в состав столицы территорий сохранит за собой широкие права. Согласно законопроекту, в ведении власти городского округа — широкий круг вопросов: от формирования местного бюджета, организации транспортных услуг и снабжения населения до обеспечения малоимущих граждан. К вопросам местного значения городских округов также относится состояние дорог, утверждение правил благоустройства территории, охрана окружающей среды, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, торговли, бытового обслуживания и т.д. В поселениях, присоединенных к столице, у местных властей будут такие же широкие полномочия. При этом они останутся прежними у муниципальных собраний «старой» Москвы: там депутаты по закону имеют право только на вопросы попечительства и опеки и организацию спортивно-досуговой работы с жителями района.
«Это просто дискриминация. Получатся, что город один, а у горожан на местное самоуправление права разные», — говорит член Совета муниципальных депутатов Москвы, депутат от района Дорогомилово Зоя Шаргатова. По ее словам, «в «новых» территориях будут широкие права — и по здравоохранению, и по образованию, и по дорожному строительству, и по ЖКХ. Местная власть в Москве этого лишена».
Шаргатова называет это «серьезной правовой коллизией». Когда законопроект будет принят, Совет муниципальных депутатов обратится в Конституционный суд с жалобой, говорит она. «Мы много лет боролись за то, чтобы полномочия депутатов в Москве и Санкт-Петербурге были расширены, а сейчас они сильно урезаны по сравнению с другими городами. И такое «неравенство» будет в рамках одного города», — утверждает Шаргатова.
Лидер фракции «Единой России» в Мосгордуме Андрей Метельский считает, что прав москвичей законопроект никак не ущемляет. По его словам, он будет учитывать только «некоторые территориальные особенности, а государственная власть везде одна, поэтому никаких сильных отличий не будет».
«Сосуществование двух разных моделей неудобно с точки зрения управления единым пространством. Но я рассматриваю этот законопроект как некий шаг Сергея Собянина в сторону реформы местной власти в Москве», — говорит председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева. По ее словам, определенные шаги, хоть и совсем маленькие, в этом направлении уже сделаны: в частности, муниципалитеты теперь могут участвовать в согласовании кандидатуры руководителя управы. Тот факт, что в Москве нет местного самоуправления — ненормально, у муниципалитетов как минимум должна быть функция формировать бюджет управ, говорит Разворотнева. По ее мнению, об этом много говорят в последнее время, так что дальнейшие шаги по реформе местной власти могут быть сделаны в ближайшие год-два.