Специалист по медицинскому инжинирингу Райан Стоун и астронавт с огромным опытом Мэтт Ковальски находятся в космической миссии. Ее играет Сандра Буллок, его — Джордж Клуни. Для Стоун это первый опыт работы в космосе, для Ковальски — последняя экспедиция. Внезапно происходит катастрофа (катастрофы в кино всегда внезапны): русские расстреляли свой спутник (а чего еще ждать от современных русских?) и его обломки мчатся в сторону американского шаттла. Когда шаттл уничтожен, герои остаются вдвоем в открытом космосе, пытаясь найти выход из безвыходной ситуации. Связь с Землей потеряна, а кислород и топливо вот-вот закончатся. Перспектива — невероятный путь к космическим станциям: американской, российской и китайской.
В рецензиях на фильм встречаются утверждения, будто «Гравитация» вызывает ощущение физической тошноты. Это в данном случае комплимент, ведь экран ежесекундно ставит вас с ног на голову. По правде говоря, при просмотре неприятных ощущений не возникает, хотя героев переворачивает, крутит и вертит. Это действительно создает иллюзию присутствия в кадре, но далеко не стопроцентного. При этом нельзя отрицать таланта фирменного оператора Куарона и Терренса Малика, пятикратного номинанта на «Оскара» Эммануэля Любецки, который был вовлечен в процесс на всех этапах работы. Неважно, что фильм почти полностью нарисован на компьютере. Любецки создал максимально реалистичное изображение космоса и видов на Землю.
Для Куарона, конечно, самым важным было сотворить эффектное зрелище. Но у фильма есть и подтекст. Куарон настраивает зрителя на то, что пустота его космоса не только реальная, но и метафорическая. Стоун и Ковальски — антиподы. Она разбита и закрыта после личной трагедии — смерти ребенка — и паникует, он весел даже в самые критические моменты. Главная задача героев на протяжении фильма — схватиться за что-то, удержать, не отпустить, чтобы выжить. Все лишнее отметается. В какой-то момент героиня, жизнь которой бессмысленна, но которая все равно за нее цепляется, понимает, что нуждается в людях, хотя бы в их речи. Она не должна отпускать от себя людей, так же как не должна отпускать трос. В этом стремлении к неодиночеству и заключается настоящий стимул к спасению. В «Гравитации» и человек, и машины бессильны в страшном и пустынном космосе, но стоит родиться истинной жажде жизни, как человек становится равновелик небесам.
Также в прокате: фильм Ричарда Кертиса «Бойфренд из будущего»