Главным победителем стал «Артист» Мишеля Хазанавичуса, который, судя по всему, войдет в историю как одна из наиболее заслуженных кинокартин вообще — до нынешней церемонии вручения призов Американской киноакадемии ему досталось в общей сложности 69 профессиональных наград.
Академики же отметили фильм пять раз — он был назван лучшим фильмом года (до этого немую картину награждали высшей наградой лишь единожды, на самой первой оскаровской церемонии в 1929 году — ею стали «Крылья» Уильяма Уэллмена), Хазанавичус оказался лучшим режиссером, Жан Дюжарден — лучшим исполнителем главной мужской роли, Людовик Бурсе — лучшим композитором, а Марк Бриджес — лучшим художником по костюмам.
Столько же статуэток досталось «Хранителю времени» Мартина Скорсезе: операторская работа (Роберт Ричардсон), работа художника (Данте Ферретти и Франческа Ло Скьяво), а также звук (Том Флейшман и Джон Мидгли), монтаж звука (Филлип Стоктон и Эжен Герти) и визуальные эффекты (Роберт Легато, Джосс Уильямс, Бен Гроссманн и Алекс Хеннинг).
Двумя «Оскарами» одарили «Железную леди» Филлиды Ллойд: лучшей исполнительницей главной женской роли стала Мэрил Стрип, а лучшими гримерами — Марк Кулье и Джей Рой Хелланд, превратившие ее в Маргарет Тэтчер. «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера стала лучшей в области монтажа (Ангус Уолл и Кирк Бакстер), «Потомки» Александра Пэйна оказались сняты по лучшему адаптированному сценарию (Александр Пэйн, Нэт Факсон и Джим Раш), лучшими актерами второго плана назвали Кристофера Пламмера («Начинающие» Майка Миллса) и Октавию Спенсер («Прислуга» Тейта Тейлора). В категории «лучший иноязычный фильм года» победу одержал — и в этом, кажется, не сомневался вообще ни один из экспертов — иранский «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади, для которого «Оскар» стал сорок пятой наградой со времен победы на Берлинском фестивале прошлого года.
Расклад этот выглядит уважительным, симпатичным, продуманным — но никак не бесспорным. Пожалуй, единственные номинации, по поводу которых нет, да и не может быть никаких вопросов, — это «лучший оригинальный сценарий», которым стала «Полночь в Париже» Вуди Аллена (до этого «Оскаром» были отмечены его сценарии для «Энни Холл» и «Ханны и ее сестер»), да «лучший полнометражный мультфильм», каковым был на пятьсот процентов заслуженно назван «Ранго» Гора Вербински. Все остальные победители кажутся не более чем случайными гостями в истории мирового кинематографа.
Пожалуй, не стоит портить им настроение и прямо по окончании торжества говорить о наболевшем. Например о том, что «Артист» — не более чем пусть невероятно обаятельный, но все-таки пустячок (к тому же, по мнению специалистов, по-настоящему любящих и знающих немое кино, вполне безграмотный и завиральный), а «Хранитель времени» при ближайшем расcмотрении кажется опусом ничуть не лучшим (но и не худшим), нежели «Щелкунчик» Андрона Кончаловского; что таких сценариев, как у «Потомков», пишется в год не меньше полутора дюжин, а монтаж «Девушки с татуировкой дракона» способен порадовать лишь тех, кто по-настоящему любит Финчера во всех его проявлениях; что роли Пламмера и Спенсер — не просто второго, а какого-то совсем уж тридцать третьего плана. Что просмотреть Гэри Олдмана в его первой в жизни актерской номинации за блестящую роль в фильме «Шпион, выйди вон» Томаса Альфредсона (да и сам фильм в целом) мог либо слепец, либо подкупленный. Что… впрочем, яд и вправду стоит приберечь на потом. Куда радостнее сосредоточиться на призерах, которые в этом году были известны заранее и получили почетные «Оскары» за вклад в кинематограф.
Это, во-первых, Ричард Эмерсон Смит, которого называют «крестным отцом грима» — и не только потому, что в свое время именно он до неузнаваемости изменил внешность Марлона Брандо в роли дона Корлеоне: из составленного Смитом еще в середине 60-х руководства «Как самому сделать монстра» вышли, будто из гоголевской «Шинели», все достойные внимания голливудские художники-гримеры. Не кто иной, как Смит превратил Дастина Хоффмана в глубокого старика («Маленький большой человек»), Линду Блэр в исчадие ада («Изгоняющий дьявола»), а Голди Хоун в толстуху («Смерть ей к лицу»); свой единственный до сего момента «Оскар» он получил за «Амадея», где виртуозно «состарил» Сальери в исполнении Ф. Мюррея Абрахама, а среди великого множества других фильмов, к которым Смит имел самое непосредственное отношение — «Полуночный ковбой» и «Таксист», «Марафонец» и «Охотник на оленей», «Сканеры» и «Ночные ястребы», «Вечно молодой» и «Дом на холме призраков»… А во-вторых, но далеко не в-последних, — грандиозный Джеймс Эрл Джонс. Он дебютировал в кубриковском «Докторе Стрейнджлаве», стал вторым по счету афроамериканцем, заслужившим номинацию на «Оскар» как лучший актер за роль в «Большой белой надежде», сыграл злодея Тулсу Дума в «Конане-варваре», но самое главное — вошел в историю как обладатель едва ли не самого узнаваемого голоса американского шоу-бизнеса: Джонс озвучил Дарта Вейдера в «Звездных войнах» («Люк… Я твой отец!»), Муфасу в диснеевском «Короле-льве» («Загляни внутрь себя, Симба… Ты должен занять свое место в круговороте жизни…») и неподражаемо произнес фразу «Это CNN International» в заставке главного новостного телеканала планеты.
И есть все основания полагать, что именно эти два лауреата так и останутся главными победителями нынешней оскаровской гонки, в то время как о подавляющем большинстве прочих благополучно забудут еще до того момента, как технический персонал кинотеатра «Кодак» свернет знаменитые красные дорожки и отправит их на склад до следующего года. Когда вновь придет время чествовать очередных калифов на час, которые мелькнут перед глазами, будто «полет пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» с картины Сальвадора Дали, — и растворятся, будто и не было их никогда.