20526
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22824
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12101
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3814
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8150
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6727
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12095
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9527
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7533
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7953
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5313
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3076
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4368
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2869
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2928
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5593
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
16:23 25/02/2011 Алексей Медведев 0 21

Последний фильм

На Берлинале показали реквием по авторскому кино

Конкурсная программа завершившегося на днях 61-го Берлинского кинофестиваля оказалась на редкость показательной. Во-первых, процентным соотношением плохих и хороших фильмов. Во-вторых, тем, что два главных фаворита («Надер и Симин разводятся» иранца Асгара Фархади и «Туринская лошадь» венгра Белы Тарра) оказались на разных полюсах фестивального кинематографа — социальном и метафизическом. И, в-третьих, тем, что метафизика потерпела пусть не сокрушительное, но поражение.

 

Если вы читали когда-нибудь обзорные статьи критиков с кинофестивалей, то знаете, что абсолютное большинство из них выдержано в стилистике горестного плача: хороших фильмов единицы, непонятно, как эту ерунду могли отобрать в конкурс, и вообще скука смертная. В Берлине все эти ламентации звучат особенно убедительно. Кроме двух фаворитов и недооцененного «В субботу» Александра Миндадзе, фильмы берлинского конкурса обречены на скорое и справедливое забвение.

 

Правда же заключается в том, что фестивали давно уже делают не для критиков. Тот же Берлинале — это огромная культурная индустрия с десятками кинотеатров, несколькими сотнями фильмов и почти полумиллионом зрителей (по этому показателю он считается самым массовым в мире). Критериями фестивального кино перестали быть новаторство киноязыка или авторская индивидуальность. Лозунг Берлинского фестиваля — культурное разнообразие. Проще говоря, милая интеллигентная публика приходит на Берлинале для того, чтобы посмотреть, «как люди живут». И если им покажут документальный фильм про оригинальный способ решить проблему рождаемости в вымирающем словацком сельце («Мэр-сваха» Эрики Хниковой), конголезский эротический боевик («Вива Рива!» Джо Тунды Ва Мунги) или бельгийский триллер о мафии, скармливающей гормоны крупному рогатому скоту («Голова быка» Михаэля Роскама), все останутся довольны.

 

Времена, когда фестивали служили подмостками для великих авторов второй половины XX века, уходят в прошлое. Сами слова «автор» и «самовыражение» уже неловко употреблять без кавычек. А в английском последних приверженцев авторского кино называют auteur — на французский манер, со странной смесью уважения и иронического пренебрежения. Осталось их, кстати, не так уж и много — Линч, Коэны, Альмодовар, Лоуч, Каурисмяки, Триер, и все они уже немолоды. Имен того же масштаба на смену им не придет. Авторское кино уступает место индустрии ограниченного проката. Денег в ней больших не заработаешь, однако на жизнь хватает. И фестивали начинают обслуживать эту индустрию, превращаются в необходимый элемент рынка для неголливудского кино.

 

Тем удивительнее выглядел на Берлинале фильм венгерского классика Белы Тарра «Туринская лошадь», сделанный без оглядки на моду и тенденции, без расчета на прокат и успех, снятый так, словно автор еще вчера пил чай с Антониони, Бергманом и Тарковским. Монументальное черно-белое полотно (на весь фильм не более тридцати монтажных склеек), с минимумом реплик и почти полным отсутствием событий. История отца и дочери, живущих на продуваемой апокалиптическим ветром захолустной ферме, и их лошади, которая в символической вселенной Тарра как-то связана с той кобылой, которую обнял Ницше перед тем, как впасть в безумие. Постепенное угасание мира, в котором медленно, но верно пропадает свет за окном.

 

Фильм Тарра вызывающе архаичен и монотонен. Его почти невозможно представить себе в современном прокате — даже в специализированных кинотеатрах. Жюри под председательством Изабеллы Росселлини просто не могло вручить «Туринской лошади» «Золотого медведя» — нельзя подписать смертный приговор искусству, которым занимаешься, согласиться с его исчерпанностью. Именно поэтому главным триумфатором Берлинале стал несовершенный, но удивительно живой и разнообразный иранский фильм про Надер и Симин, балансирующий на грани между мелодрамой и увлекательной ознакомительной экскурсией по шариатскому правосудию. Тарру пришлось довольствоваться вторым по значению Гран-при.

 

И вместе с тем «Туринская лошадь» — единственный настоящий шедевр в Берлине. С авторским кино в современных условиях происходит характерная метаморфоза. Талантливые режиссеры пытаются нащупать стратегию, которая позволит им говорить о самом важном и не выглядеть при этом идиотами с манией величия. Я бы назвал это «стратегией последнего фильма». Самые чуткие авторы в своих последних картинах как бы подводят итог — и собственной карьере, и авторскому кино, и миру в целом. Неслучайно Тарр заявил, что «Туринская лошадь» скорее всего станет его последней картиной. И, может быть, неслучайно «Меланхолия» Ларса фон Триера, премьера которой ожидается в мае на Каннском фестивале, посвящена концу света. А «Кочегар» лучшего (чтобы не написать единственного) российского режиссера Алексея Балабанова так потрясает своей последней простотой, после которой добавить уже нечего.
«Всем понятно, что мир кончился, — сказал Триер по поводу «Меланхолии». — Осталось только уточнить, как именно это произойдет».

Неизвестный гений
Фильмы венгерского классика Белы Тарра (род. в 1955 году) настолько необычны и бескомпромиссны, что известны лишь знатокам. Зато последние не без оснований считают Тарра гением. Его фильм «Сатанинское танго» (1994), о жизни в захолустном колхозе, философ Сьюзен Зонтаг назвала «потрясающим, увлекающим каждой минутой своих семи часов» и добавила, что для полного счастья ей нужно только одно — возможность «пересматривать его ежегодно до конца жизни». «Человек из Лондона» (2007), попавший в конкурс Каннского кинофестиваля, поражает изобретательностью технического решения: детективная история рассказана в нем практически без монтажных склеек, с помощью камеры, непрерывно движущейся по сложной рельсовой конструкции, охватывающей целый порт с несколькими местами действия.