Программы, прогнозы, развилки
Сформировав правительство, президент сам снабдил его «стратегией преобразований» в виде пакета из 11 указов, призванных к 2018 году, по его же словам, «сделать жизнь наших людей лучше, а экономику — эффективнее». Указы были детализированы в 218 поручениях кабинету министров. В целом поручено было добиваться экономического роста, несмотря на кризисные явления в мировой экономике и «сложные макроэкономические условия» в собственной экономике. Речь шла о повышении эффективности госуправления и качества работы госсектора, росте производительности труда и инвестиционной активности. И весь прошедший год правительство помимо текущей деятельности создавало программную базу для выполнения президентских указов, в том числе приняв около 40 необходимых программ и несколько прогнозов.
Проблема, однако, заключалась не только в том, что исполнение указов ложилось серьезной нагрузкой на государственные финансы и, по мнению многих экспертов, требовало перераспределения расходов. В конце концов сам Путин признал, что некоторые параметры в указах он сознательно завысил — надо понимать, дабы стимулировать власти всех уровней. И не только в том, что в экономике, по определению Дмитрия Медведева, наблюдается «кисляк», то есть ничего впечатляющего, прорывного не происходит.
Весь прошедший год правительство создавало программную базу для выполнения президентских указов
А в том, что все экономические программы, включая и указы, довольно неожиданно для многих приходится реализовывать в условиях падающих темпов роста ВВП. Торможение происходит уже пять кварталов подряд, то есть началось еще до того, как новое правительство приступило к работе. Но если поначалу оно воспринималось как временный, едва ли не сезонный фактор (хотя таковой «сезон» ни в каких прогнозах не значился), то потом превратилось в довольно устойчивую тенденцию.
В этих условиях отчетливо выявились «развилки» в методах достижения поставленных целей. Одна из таких «развилок» вылилась в активные разногласия между ведомствами (Минэкономразвития и Минфином) по поводу того, сколь жестко следует соблюдать бюджетное правило, по которому часть нефтяных доходов резервируется в суверенных фондах РФ (резервном и национального благосостояния). Этот вопрос глава МЭР Андрей Белоусов поднимает постоянно, подчеркивая, что часть этих средств необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры. Министр считает, что если цены на нефть перейдут безвозвратно на низкий уровень (например, 70–80 долл. за баррель), «то мы просто проедим резервы за два-три года и останемся и без денег, и без дорог». Поэтому, по его мнению, «разумнее все-таки часть этих ресурсов направить на расшивку узких мест в инфраструктуре, экономя главный ресурс — время». При этом он предлагает разные финансовые схемы, формально не нарушающие бюджетное правило.
269 законопроектов внесло правительство в парламент с 8 мая 2012 года. Из них 113 подписаны президентом.
111 из 151 поручения на 2012–2013 годы выполнено правительством в исполнении указов президента.
Приняты: 31 федеральный закон, более 80 нормативных актов, утверждено более 60 программ, стратегий, планов, «дорожных карт»
Еще одна развилка, выявившаяся в ходе первого года работы кабинета, связана с пенсионной реформой. В первоначальном варианте, разработанном социальным блоком правительства, предлагалось во имя сокращения дефицита Пенсионного фонда РФ, по сути, отказаться от обязательных пенсионных накоплений. Что привело в уныние финансовый блок, да и весь финансовый рынок, поскольку ставилось под вопрос само существование главного источника длинных инвестиционных денег. Не без влияния президента этот вариант был несколько смягчен, но и сегодня нет уверенности, что экономика получит в итоге. Нет пока и итогового варианта так называемой пенсионной формулы, по которой размер пенсии увязывается со стажем, зарплатой и т.д. Надо ли напоминать, что и президент, и премьер публично отказались от таких «формул», которые, решая проблемы пенсионного дефицита, обязывают власти идти на непопулярные шаги вроде повышения возраста выхода на пенсию.
Предостережение на будущее: быстрее и эффективнее
Обсуждая 7 мая работу правительства по реализации президентских указов, Владимир Путин пусть и жестко, но провел лишь «артподготовку». Он продемонстрировал членам кабинета, как и за что будет спрашивать с них в дальнейшем и за что будут возможны оргвыводы. Он предъявил и конкретные претензии, хотя формально правительство не так уж плохо справляется с исполнением программных поручений президента (к маю из 151 поручения на 2012–2013 годы выполнено 111). Суть критики президента — некоторые принятые решения реализуются недостаточно эффективно, а принятие других тормозится. Претензии касались социалки в целом, создания условий для притока частных инвестиций и пенсионной реформы. В социальной политике, считает президент, многие решения остаются на бумаге. А при подготовке объявленной пенсионной реформы за год так и не сформулирована «понятная для людей пенсионная формула».
Все экономические программы, включая и указы, приходится реализовывать в условиях падающих темпов роста ВВП
По этому поводу Путин вообще решил расставить точки над i. В диалоге с министром труда и социальной защиты Максимом Топилиным, попытавшимся, ссылаясь на некие договоренности, еще больше отодвинуть сроки подготовки пенсионной формулы, он заметил: об этом пока никто ему ничего не говорил. И если для решения этой сложной проблемы действительно требуется больше времени, то это можно обсуждать, но не надо перекладывать ответственность на президента.
Высказаны претензии и по работе, призванной улучшить условия для инвестиций. Напомним, что улучшение бизнес-климата вплоть до подъема страны в рейтинге Всемирного банка Doing business со 120-го до 50-го места к 2015 году и 20-го к 2018 году — один из ключевых пунктов работы правительства (за прошлый год Россия поднялась в рейтинге со 120-го до 112-го места). Путин конкретно перечислил, где правительство «тормозило» (например, уже на полгода задержано введение механизма госгарантий по кредитам для среднего производственного бизнеса, хотя деньги в бюджете на это выделены). Планы по превращению России в более комфортное для бизнеса государство разрабатывает с участием бизнеса курируемое президентом Агентство стратегических инициатив. Правительство эти планы («дорожные карты») должно не только утвердить, но и исполнять. Пока высказаны претензии, что «дорожная карта» по развитию конкуренции не исполняется, а карты по улучшению качества госрегулирования и расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с госучастием не утверждены, хотя разработаны полгода назад.
«Хочу, чтобы все мы отчетливо понимали: высокие темпы роста, предпринимательская активность необходимы нам уже сейчас, — заявил Путин и добавил: — Считаю, что поставленных целей по созданию конкурентной, комфортной деловой среды можно добиться быстрее, а в интересах развития просто необходимо добиваться быстрее».
Концепция изменилась: подъем вместо рецессии
Чем ниже темпы роста российской экономики, тем выше будут требования к улучшению предпринимательского климата. Однако в этой ситуации начинают происходить неожиданные метаморфозы в оценках и будущего роста ВВП, и темпов изменения бизнес-атмосферы.
Еще совсем недавно глава МЭР Андрей Белоусов предупреждал о возможности наступления рецессии к концу этого года. То есть нулевого или отрицательного роста. Но уже 16 мая он объявил: во втором полугодии ожидается рост более чем в 3% ВВП, а дальше будет еще лучше. При этом, представляя на заседании правительства прогноз социально-экономического развития на три года (он должен быть положен в основу расчетов нового бюджета-2014/16), министр дал весьма смелые цифры по притоку инвестиций. Все выглядит так, как будто прорыв в улучшении условий работы для бизнеса фактически состоялся.
Чем ниже темпы роста российской экономики, тем выше будут требования к улучшению предпринимательского климата
Признав, что сейчас наблюдается спад инвестиций, он заявил: «Мы ожидаем, что с 2014 года наберет силу инвестиционный спрос». Ежегодный прирост частных инвестиций ускорится с 4,6% в этом году до 7–8% в 2015–2016 годах, норма накопления основного капитала повысится с нынешних 21% ВВП до 24 с лишним в 2016 году. В целом инвестиции будут обеспечивать около 40% прироста ВВП. Свою уверенность Андрей Белоусов объяснил тем, что «должны сработать меры по улучшению инвестиционного климата». Причем нынешнее падение темпов инвестиций «связано исключительно с сокращением их в государственном секторе и секторе компаний с госучастием». «Несмотря на известную критику в части нашего предпринимательского климата, мы пока не отметили замедления частных инвестиций», — заявил глава Минэкономразвития. Однако при такой оценке не совсем ясно, чем так обеспокоен президент, да и сама проблема предпринимательского климата выглядит преувеличенной.
Кстати, члены экспертного совета при правительстве, которые на прошлой неделе обсуждали прогноз МЭР, также указали, что он не умеренно оптимистичен, как формулирует министерство, а неумеренно оптимистичен. Главный экономист, руководитель аналитического департамента Deutsche Bank Russia Ярослав Лисоволик отмечает: прогнозируемый масштабный рост притока капитала «выглядит не очень убедительно в свете хронического оттока, который мы наблюдаем сейчас». Прогноз эксперты назвали «агрессивным» и указали, что непонятны условия его достижения.
Агрессивен не только прогноз по притоку инвестиций. Министр считает, что в 2014 году «основной вклад в рост ВВП будет вносить динамика потребительских расходов». По прогнозу МЭР, «оборот розничной торговли и реальные доходы населения в ближайшей трехлетке будут расти с темпом около 5% в год, что обеспечит более половины всего прироста ВВП». Однако до сих пор рост потребления во многом стимулировали быстрые темпы роста кредитования населения. И эти темпы привели к тому, что, по словам самого же Белоусова, выросло долговое бремя населения, что ухудшает финансовое состояние российских семей. Будет ли эта ситуация способствовать активному росту потребления, большой вопрос.
Тем не менее министр настроен довольно оптимистично: «Мы ожидаем, что после снижения роста до 2,4% в текущем году динамика экономики в 2014 году восстановится на уровне примерно прошлогоднем — 3,7%, а в 2015–2016 годах увеличится до 4% и более». Именно этот, «умеренно оптимистичный» сценарий развития до 2016 года и был на минувшей неделе утвержден правительством. После разговоров о торможении и возможной рецессии такой вариант, если он воплотится в жизнь, выглядел бы совсем неплохо. А если приплюсовать сохранение относительно низкой инфляции и, по сути, бездефицитного бюджета, на что обращает внимание как на достижение первого года своего премьерства Дмитрий Медведев, то и оценки деятельности правительства приобрели бы повышательную тенденцию. Однако частая и резкая смена официальных прогнозов наводит на мысль, что последний вариант еще далеко не окончательный.
Правительство: плюсы и минусы
Эксперты оценивают итоги работы кабинета за год
Наталья Акиндинова, директор института «Центр развития» ВШЭ
— Правительство Медведева, едва оно было сформировано, попало в сложную ситуацию. С одной стороны, в условиях умеренной внешней конъюнктуры (высоких, но нерастущих цен на нефть) потенциал сложившейся модели роста экономики не превышает 2–3% в год. С другой — в качестве вводных правительство получило серию майских указов президента, выполнение которых подразумевает одновременное ускорение роста всех ключевых показателей экономического и социального развития и значительный объем новых бюджетных обязательств. При этом основные препятствия экономическому развитию в настоящее время находятся вне чисто экономической сферы.
Так, проблема инвестиционного и предпринимательского климата — это проблема отношения бизнеса с важнейшими институтами государства (судебной системой, контролирующими и правоохранительными органами). Приоритеты бюджетной политики во многом определяются не экономическими, а политическими мотивами. В этих условиях возможности правительства по осуществлению реформ, необходимых для перехода к устойчивому экономическому росту, сильно ограничены.
Наиболее существенным результатом первого года правительства Дмитрия Медведева стало внедрение бюджетного правила, ограничивающего масштабы использования нефтегазовых поступлений для финансирования бюджетных расходов. Это решение способствовало повышению устойчивости бюджетной системы. Но для того, чтобы бюджетная политика соответствовала долгосрочным приоритетам, этого недостаточно. Необходим был бюджетный маневр, меняющий структуру расходов бюджета в сторону финансирования инвестиций в человеческий капитал и недостающую инфраструктуру. Однако для этого нужно было отказаться от части ранее принятых обязательств, в том числе в оборонной сфере, сократить дефицит пенсионной системы. И в этом правительство пока не преуспело.
Александр Морозов, главный экономист HSBC
— Результаты работы правительства пока не очень видны. Среди положительных мер стоит отметить разработку так называемых дорожных карт, которые, если они будут доведены до реального воплощения, действительно способны улучшить ситуацию с инвестиционным и бизнес-климатом в России. Но этот процесс требует времени. Три года — так приблизительно можно оценить период, когда могут быть видны результаты. К сожалению, от правительства очень часто требуют результаты через 100 дней, через один год. Это подталкивает любое правительство к тому, чтобы принимать меры, направленные на решение сиюминутных проблем, то есть затыкание каких-то дырок, а в результате мы получаем ту проблему, что в долгосрочном плане правительство не принимает важных для экономики мер.
Игорь Варьяш, профессор кафедры «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование» Финансового университета при правительстве РФ
— У правительства хватает и идей, и ресурсов. Не хватает одного — политической воли. Правительство должно очень четко и ясно заявить всему обществу, что оно способно добиться от своих министров, властей на местах четкого и однозначного выполнения всего того, что оно принимает. И тогда отсеется все лишнее из того, что было принято на уровне нормативных документов. И останется только то, что можно выполнить. Либо, что тоже не исключено, кто-то из министров может покинуть кабинет.
Сергей Дробышевский, Институт экономической политики им. Гайдара
— Надо отметить, что этот год был тяжелым из-за кризисных явлений в мировой экономике. Что касается того, что не удалось правительству, то главное — оно не решилось на проведение структурных реформ на основании такого документа, как обновленная «Стратегия-2020». В условиях окна возможностей, открывшегося после выборов, у правительства был шанс на реформы. Но это проблема политического выбора власти. Из позитива можно отметить то, что правительство выдержало «правила игры»: была продолжена политика снижения инфляции, соблюдение «бюджетного правила», кроме того, реализацию майских указов президента от 2012 года можно записать скорее в позитив, даже несмотря на то, что они были исполнены частично. Если говорить о задачах правительства на будущее, задачах-минимум и задачах-максимум, то поддержание макроэкономической стабильности и недопущение ухудшения ситуации уже считается успехом.
Артем Бараховский, генеральный директор Центра исследования бюджетных отношений
— Поскольку ряд задач из майских указов президента напрямую касается регионов, причем именно в финансовой части, то, конечно, состояние их бюджетов уже влияет на выполнение задуманного. Но не в связи с сокращением доходов, а в связи с ускоренным ростом текущих расходов. Покрыть расходные потребности возможно либо за счет доходов, либо за счет заимствований. На федеральном уровне уже принимаются меры по «спасению» региональных бюджетов на основе работы с региональным долгом. Быстро подрастить доходы субъектов РФ сложно, если не передавать средства из федерального бюджета.