Есть шанс, что в наступающем хоккейном сезоне что-то изменится.
Во второй половине нулевых — начале десятых Москва на хоккейной карте России была явной периферией. Ни выдающихся результатов (последнее «золото» чемпионата страны датировано 2005-м), ни звезд (кроме таких, как Алексей Яшин, Вячеслав Козлов и Доминик Гашек — один другого ветеранистее), ни больших денег (некоторое время шиковать пыталось «Динамо», да в итоге осталось, по сути, банкротом). После появления в 2008 году Континентальной хоккейной лиги тройку самых титулованных клубов страны — ЦСКА, «Динамо» и «Спартак» — затмили не только восточные гранды и обладающий невероятной финансовой мощью СКА, но даже подмосковные коллективы. «Витязь» устраивал бойцовое шоу, повторять которое никому не хотелось, но которым все интересовались, «Атлант» научился собирать аншлаги едва ли не на все домашние игры и дошел до финала Кубка Гагарина, ХК МВД также остановился в шаге от главного трофея. В столице же нормой стала посещаемость в 2–3 тыс. человек.
В нынешнем году Москва наконец обрела сразу несколько важнейших составляющих привлечения болельщицкого интереса. Пусть и не в одном клубе.
Результат. Переехавший в столицу из Балашихи сразу после финала-2010 и обжившийся под именем «Динамо» (приставка «ОХК», обозначавшая «объединенный хоккейный клуб», была быстро задвинута) ХК МВД в прошедшем сезоне выиграл Кубок Гагарина. В плей-офф «бело-голубые» регулярно собирали полные трибуны, и теперь задача клуба — сохранить такую посещаемость в регулярном чемпионате. А уже во время кубковой стадии будет шанс сделать качественный скачок вперед: динамовцам впервые удалось договориться с самой крупной и самой современной московской ареной — вмещающим 14 тыс. зрителей «Мегаспортом» на Ходынке — о проведении там всех домашних матчей будущего плей-офф.
Реклама. Обладающий самым старым дворцом и самым маленьким бюджетом из всей московской троицы «Спартак» этим летом взял на вооружение принцип «голь на выдумки хитра». Арена не устраивает руководство КХЛ? Тут подлатаем, повесим новые табло — и вот уже генеральный директор клуба Игорь Хохлачев не сомневается, что к началу чемпионата претензий ни у кого не будет. Трансферный бюджет ограничен? Подпишем в первую очередь бывших спартаковцев, не нуждающихся в адаптации в клубе и пользующихся любовью фанатов, — Радивоевича, Левандовского Игра и результаты в последние сезоны не способны привлечь зрителей? Активизируемся на рекламном поле: позвоним болельщикам с предложением продлить абонемент, снимем ролики с игроками, раздадим школьникам брендированные дневники, а на асфальте в районе арены сделаем стилизованные под рукописные надписи «жду тебя в «Сокольниках» и «я люблю «Спартак». Денег относительно бюджета профессионального клуба все эти усилия требуют немного, а шума от них в тех же социальных сетях прилично.
Звезды. ЦСКА, по указанию свыше получивший в покровители «Роснефть», а следовательно, и неограниченные финансовые возможности, этим летом взорвал трансферный рынок. Да так, что волной задело даже Владимира Путина, посетовавшего на излишнюю старательность назначенных спасителей «великих армейских традиций». «Ко мне пришли: вы можете их угомонить или нет?» — передало слова президента России РИА Новости. Потратив деньги, которые в иные годы не имели все три столичных клуба вместе взятые, ЦСКА привлек под свои знамена целую россыпь известных игроков. И в первую очередь самого ценного (теперь в прямом смысле слова) хоккеиста КХЛ трех последних сезонов — Александра Радулова. В Уфе нападающий не только великолепно играл в хоккей, но и знатно куролесил, особенно в последнем сезоне, когда он сначала матерно пожаловался на одного тренера в своем твиттере, а потом ударил другого клюшкой во время матча. В принципе привлечь людей на трибуны могут оба вида радуловской активности.
Сойдись все эти составляющие в одном клубе, да еще и выступающем в «Мегаспорте», отбоя от желающих попасть на его игры наверняка не было бы. Но и по отдельности они обязаны давать эффект. Даже на фоне первого футбольного чемпионата, проходящего по системе «осень–весна». Да, теперь сроки футбольного и хоккейного первенств совпадают почти полностью, а большинство активных болельщиков в Москве стараются успевать и там и там, но накладки случались и раньше, так что вряд ли об этом можно говорить как о новом факторе. А значит, если картина с посещаемостью московских матчей КХЛ не изменится в лучшую сторону и в нынешнем сезоне, это будет означать, что «клиент» скорее мертв, чем жив. И вылечить его смогут только имплантаты в виде современных стадионов.