Власти хотят ужесточить контроль за некоммерческими организациями, которые финансируются из-за рубежа. С таким предложением выступили чиновники Минюста — за месяц до выборов президента они сочли необходимым пожаловаться на слишком щадящее законодательство об НКО.
Чтобы повысить влияние государства на некоммерческий сектор, нужно расширить возможности внеплановых проверок общественных организаций, считают в Минюсте. Для этого потребуется поправить законодательство, заявил на "круглом столе" в Госдуме директор департамента Минюста по делам НКО Владимир Титов. Чиновник дал понять, что за последние годы НКО чувствовали себя слишком свободно — контроль за деятельностью некоммерческих организаций и особенно за тем, как они расходуют денежные средства, был существенно ослаблен. В арсенале государства, отметил Титов, остался лишь один законный способ организовать внеплановую проверку: если избирательная комиссия потребует от Минюста проверить сведения о пожертвованиях в избирательный фонд политических партий. Чиновник напомнил, что проводить проверку НКО можно раз в три года, при этом первая проверка организации разрешена лишь спустя три года после ее регистрации.
Всего же, по данным Минюста, в 2010 году было зарегистрировано 1789 общероссийских и международных общественных организаций. В 2009 году, для сравнения, в государственный реестр было занесено 1840 организаций. Что касается общей суммы финансовой помощи НКО из-за рубежа, то в 2010 году она была существенно меньше, чем в 2009-м, — 1 млрд 644 млн руб. против 5 млрд 983 млн.
Требования Минюста поддерживают сенаторы. Сенатор Борис Шпигель и вовсе призвал к тому, чтобы сделать законодательство об НКО максимально жестким. Свою убежденность Шпигель объяснил с государственнических позиций. Сенатор утверждает, что Национальный фонд демократии, основанный конгрессом США для содействия становлению и развитию демократии и свободы во всем мире, передал «огромные деньги нашим НПО на то, чтобы подорвать политическую систему».
Схожего мнения придерживаются в Русской православной церкви. Глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предлагает всерьез поставить вопрос о легитимности влияния на российскую политику организаций, которые «учреждены зарубежными политическими структурами» и «по определению обслуживают внешние интересы». «Кто платит, тот и заказывает музыку. Житейская правда этой поговорки всегда должна присутствовать в определении обществом своего отношения к тем организациям, которые получают финансирование из-за рубежа», — отметил отец Всеволод.
Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексей Островский объявил о создании рабочей группы по разработке законодательных инициатив, касающихся НКО. Не исключено, что предложения законодателей оформятся в виде закона «О лоббизме», заявила «МН» президент российского филиала Центра некоммерческого права, член Общественной палаты Дарья Милославская. «Это будет при хорошем раскладе. Все идет к тому, что лоббистская деятельность, финансируемая из-за рубежа, будет запрещена», — рассказала она. При этом у депутатов пока отсутствует единое понимание, что считать лоббизмом, а что нет. «Определения лоббизма пока нет, хотя понятно, что это самое главное», — констатирует Милославская.
Руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков не верит, что предложение Минюста — начало новой атаки на НКО, аналогичной той, что случилась в период гонений на «шакалящих у посольств». «Не думаю, что Минюст по своей воле захочет получать репутацию Росрегистрации, которая в 2007 году участвовала в атаке по НКО. Александр Коновалов (глава Минюста - "МН") всю дорогу старается снизить политизированность ведомства и отдалиться от тех тем, которые бы были чреваты репутационными издержками. Чувствуется, что власти хотят надавить на НКО, которые финансируются из-за рубежа, но на этом, видимо, чиновники остановятся», — заявил «МН» Чиков. К тому же, продолжает правозащитник, сегодня НКО куда опытнее и информированнее, чем несколькими годами ранее. "Уровень информированности руководителей НКО о своих обязанностях и требованиях законодательства сейчас неизмеримо выше. Ходить махать косой по НКО дело не очень перспективное. Особенно бесперспективно атаковать известные и активные НКО, потому что они уже успели позаботиться о своей безопасности", - убежден Чиков.
Скорее всего, полагает правозащитник, Минюст и депутаты стараются «играть на опережение». Привыкнув к предвыборному поведению политического руководства страны и определенной риторике Владимира Путина по отношению к НКО, чиновники «вбрасывают идеи и ждут, как на них отреагируют и отреагируют ли вообще».