Образовательная методика охватила уже свыше 2,3 млн человек и стала финалистом всемирного саммита по инновациям в сфере образования «Образование для жизни», который проходит ежегодно в Катаре. На этом саммите делятся опытом авторы самых ярких образовательных проектов мира. «МН» встретились с исполнительным директором Quanta Cultureand Education Foundation Лори Хсу и выяснили, что школы могут занять новое место в политической системе России.
— Что лежит в основе вашего проекта?
— Задумывая наш образовательный проект, мы разделили его на несколько частей. Одна из них — выставки. Нам хочется показать детям, что представлено в музеях по всему миру. Мы делаем копии целых экспозиций и демонстрируем их в школах. Так ученикам не надо идти в музей. Музей сам приходит к ним. Да и согласитесь, это та еще задачка — затащить школьников на выставку. К тому же им не надо тратить ни время, ни деньги на поездку до музея. Например, привозим Пикассо. Разумеется, не оригиналы. Но молодые люди получают полное представление о его творчестве. Вдобавок они могут трогать экспонаты, а в обычных музеях это запрещено.
Другая часть нашей работы — обучение учителей, чтобы они знали, как правильно говорить о произведениях искусства. Мы знакомим школьников и с восточной, и с западной культурой. Преподавателям надо уметь рассказать о художнике и о его взглядах на разные стороны нашей жизни.
Кстати, в настоящее время наш проект охватил уже тысячу школ.
— Какая от этого практическая польза?
— Через искусство в том числе объясняем, как защитить окружающую среду. Говорим, как мировоззрение известных людей повлияло на то, что мы заботимся об экологии, о городе, в котором мы живем. Ведь даже их отношение к каким-то глобальным темам вроде войны, мира, политики — все это оказывает влияние и на нашу гражданскую позицию. Ну буквально заставляет нас поднять бумажку на тротуаре и бросить ее в урну, поскольку мы начинаем видеть мир глазами художника, узнавая больше о литературе, архитектуре, музыке, математике, других науках прошлых эпох.
Наконец, наши ученики сами уже могут рассуждать о разных предметах искусства, говорить об их языке, о манере художника. Это делает их ценными собеседниками в компании сверстников и грамотными членами нашего общества.
Любой желающий из России может подать заявку на участие в конкурсе, который проводится для образовательных проектов в рамках всемирного саммита по инновациям в сфере образования (WISE) «Образование для жизни». Для этого нужно придумать и начать осуществлять инновационную и полезную для общества образовательную методику. Главный приз конкурса — 500 тыс. долл. Подробности о правилах участия можно найти на официальном сайте саммита. Прием заявок — с 29 октября 2013 года по 15 января 2014 года.
— В чем принципиальное отличие от обычной методики образования?
— В традиционной образовательной системе дети учатся так: что им сказали, то они и выучили. Мы же подталкиваем студентов к тому, чтобы они самообучались, самостоятельно искали дополнительную информацию по темам, проявляли активность. Мы пробуждаем в них страсть к обучению. А такая активность делает их неравнодушными и в других областях жизни. Таким образом они еще и учатся проявлять свою независимость. Конечно, им нужны родители и преподаватели, чтобы направлять их, но у них есть пространство для развития собственных идей.
— Какой конкретно эффект от вашего проекта?
— Мы видели очень застенчивых детей. Но когда они присоединялись к нашей программе, то в них пробуждалась страсть, активность, им было проще общаться с другими людьми. В результате рождались граждане, которые смело проявляли свою позицию. Они знали, как решать ту или иную проблему, основываясь на историческом опыте, который они почерпнули из мировой культуры. В них появляется такая черта, как лидерство, потому что в рамках проекта они осваивают навык, как удержать внимание аудитории.
На Тайване, в моей стране, школа — центр сообщества горожан. Жители близлежащих домов идут в здание школы, чтобы участвовать во всех видах гражданской активности. Мы считаем, что школа нужна не только для детей-школьников, чтобы их учить, но и для взрослых — для граждан, — чтобы они учились тоже. Учились гражданской активности. Кстати, у большинства тайваньцев нет возможности часто посещать музеи. И мы даем им шанс приходить на наши выездные выставки. Думаю, такая же ситуация и в России.
— То есть школы могли бы занять место в политической системе нашей страны?
— В какой-то степени школы должны взять на себя прежнюю роль церквей в Европе, которые объединяли горожан и в стенах которых решались проблемы сообщества. Все, что происходит в сообществе, любые программы — все это генерируется в школе.
— Вы считаете, что ваш опыт был бы полезен другим странам?
— Мы бы хотели, чтобы наши идеи распространились, потому что уверены: они правильные. Они помогают создать в городе сообщества активных горожан. В этом году мы надеемся познакомить с проектом соседние с нами страны, а потом и дальше. Сотрудничать с частными школами нам проще, чем с государственными, потому что они более гибко воспринимают различные методики образования. Однако на Тайване у нас есть и господдержка.
Изначальная цель, ради которой у себя на родине мы начали проект, — сделать доступ к культуре равным для всех. Мы используем силу знаний, силу культуры, чтобы преобразовать наше общество. Россия — страна с впечатляющей историей, ее богатейшая культура может играть первостепенную роль в том, чтобы ваши граждане активнее проявляли свою гражданскую позицию. Мы стремимся показать ученикам, что все они способны стать лидерами в какой-то области, а тот, кто чувствует себя лидером, всегда будет активным.