В начале было слово
Термин «балет» родом из Италии, где им в XVI веке обозначали танцевальный эпизод в музыкальном представлении (опере или спектакле). Но самостоятельным видом искусства балет стал лишь два века спустя: первым спектаклем сегодня считается «Цирцея и нимфы», поставленный итальянским балетмейстером при дворе Екатерины Медичи в 1581 году, в связи с чем у постановки есть и второе название — «Комедийный балет королевы». Некоторое время балет оставался в известной степени вольным танцем, пока разработкой и записью правил танца не занялся Пьер Бошан, глава французской Академии танца. Он разделил движения танцовщиков на четыре основные группы — приседания, прыжки, вращения, положения корпуса, а танцы — на три основных вида: комический, полухарактерный, серьезный. Самые ранние упоминания пяти позиций ног также обнаруживаются в работах Бошана.
Сегодня балетом называют как традиционные, так и модернизированные версии танца. «На театральной сцене существуют классический танец (балет) и современный. Классический отличается точностью исполнения движений, определенностью поз, логичным и понятным ритмопластическим распределением танцевальных па в пространстве сцены. Современная хореография редко говорит о красоте. Эстетика современного танца, часто лишенная поэтического вдохновения, направляет внимание зрителя на решение бытовых проблем», — поясняет Илья Кузнецов, доцент кафедры дуэтного и классического танца Московской государственной академии хореографии и руководитель балетной студии DanceSecret.ru.
Пять балетных терминов:
батман (от фр. battements — «биение») — стремительный удар одной ноги и щиколотку другой;
гран (от фр. grand — «большой») — термин, обозначающий максимально возможную сущность движения (например, гран-плие — глубокое приседание);
пассе (от фр. passer — «проходить») — путь ноги при изменении позы;
релеве (от фр. relever — «поднимать») — подъем на полупальцы/пальцы либо подъем вытянутой ноги на 90 и выше;
фуэте (от фр. fouetter — «хлестать») — вращение на пальцах, во время исполнения которого находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону, но касается колена опорной ноги при каждом новом обороте.
Пуанты и стереотипы
Одним из самых узнаваемых элементов классического танца является униформа балерин — белоснежная пачка и пуанты с лентами. Новичкам, однако, лучше повременить с красивой экипировкой и отдать предпочтение более простой и подходящей для тренировок одежде. «Вообще уроки по сложности бывают разными, поэтому начинающим в первый раз достаточно прийти в майке, легинсах и носках. Потом, если все понравится и не вызовет дискомфорта, можно будет приобрести профессиональную форму. В специализированных магазинах вам помогут подобрать купальник, трико, юбочку и балетные туфли», — рассказывает Кузнецов.
Не всем, впрочем, хватает смелости облачиться в обтягивающий балетный костюм, да еще в присутствии посторонних людей. Особенно это касается женщин, которые часто не считают свою фигуру идеальной. Но специалисты уверяют, что в любительском балете фигура — это далеко не самое главное. Илья Кузнецов добавляет: «Студенты могут думать, что они не обладают достаточной растяжкой или подходящей для балета физической формой. Но мы всегда подробно объясняем, что есть две составляющие урока: умение концентрировать внимание, чтобы слушать наставника, и крепкий торс. Это все. К тому же уникальная особенность балетных уроков состоит в том, что при ежедневных занятиях уже в конце первой недели виден результат в изменении формы тела».
Учиться, учиться и еще раз учиться
Классический танец — это не только искусство, а еще и трудная работа, в которую необходимо быть по-настоящему влюбленным. Даже в случае, когда балет для вас — что-то вроде фитнеса, нужна большая сила воли, чтобы довести технику до идеала, а движения — до автоматизма. Регулярные занятия классикой помогут держать тело в тонусе, движения сделать плавными, а осанку — лебединой. Кроме того, вам не нужно думать о карьере как профессиональным балеринам, и это сделает занятия более увлекательными.
«Обычно занимающихся две группы, — делится профессиональными наблюдениями Илья Кузнецов. — Первая — это те, кто приходит просто постоять, чтобы потом хвастаться друзьям. Таких, к счастью, немного. Вторая группа — те, кто пришел по-настоящему учиться. Именно для этой группы и объясняется, что необходимо запастись терпением, чтобы пройти балетную азбуку и постепенно овладевать необходимыми профессиональными приемами исполнения движений. Результаты появляются в зависимости от индивидуальных способностей, но не раньше чем через несколько месяцев».
Где учиться
Балет для взрослых DanceSecret.ru
Стоимость: 600 руб. — разовое посещение
Балетная школа «Антре»
Стоимость: 600 руб. — разовое посещение (3500 руб. — абонемент на восемь занятий), 2500 руб./ч. — индивидуальное занятие
Школа классического русского балета «Балет для всех»
Стоимость: 850 руб. — разовое посещение (5350 руб. — абонемент на восемь занятий), 1850 руб./ч. — индивидуальное занятие
Балетная школа «Реверанс»
Стоимость: 750 руб. — разовое посещение (4500 руб. — абонемент на восемь занятий)
Балетная школа-студия «Фуэте»
Стоимость: 500 руб. — разовое посещение (3500 руб. — абонемент на восемь занятий)
Студия Balleta
Стоимость: 800 руб. — разовое посещение (4000 руб. — абонемент на восемь занятий), 1800 руб./1,5 ч. — индивидуальное занятие