— Ваша школа в этом году впервые вошла в рейтинг департамента образования Москвы — в списке лучших 400 школ она на 260-м месте по городу. Трудно ли добиться таких показателей в Западном Бирюлеве — районе, который многие сейчас считают чем-то вроде столичного гетто? Много ли у вас учится мигрантов, детей из неблагополучных семей?
— В рейтинге департамента и раньше были школы из нашего района — английская №1242, 2001-я. Мы обычная школа, в 2008 году получили грант президента РФ. Наше учреждение работает стабильно, в прошлом году мы стали образовательным комплексом — сейчас у нас две школы и пять дошкольных отделений (детских садов. — «МН»), 1933 ученика. Говорить, что Бирюлево — это гетто, могут только неграмотные люди, которые не знают районов Москвы. У нас хорошие родители, хорошие дети, наверное, неслучайно, что и школы хорошие.
Наша страна слишком многонациональна, чтобы делить людей на мигрантов и немигрантов. Все дети, которые имеют право на обучение, учатся. Те, кто в нашей стране нелегально, — это совершенно другая история, но все, кто прибывает сюда легально, встают на миграционный учет и точно так же имеют право учить детей, как все остальные. Мы не ведем учет национальностей учеников, но за те 12 лет, что я работаю в школе директором, их состав не слишком менялся, только детей становилось все больше. На «отлично» заканчивали школу чеченцы, вчера приходили мои выпускники-армяне — замечательные были дети. Резкого уменьшения или увеличения числа каких-то этнических групп не было, всегда в одном ритме жили.
Галина Ковтун директор бирюлевской школы №933
— Как сейчас учатся дети? Какие у них баллы ЕГЭ?
— Мы держимся где-то в среднем звене, у нас есть выпускники, набравшие и более 90 баллов, и медалисты. Дети учатся, стараются, кто больше, кто меньше, но в 10–11-е классы идут те, кто настроен на хорошие результаты. В старшей школе у нас несколько профильных классов: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, с этого года еще ввели правовой. Управление внутренних дел нашего округа предложило ввести такой профиль, чтобы дети больше знали о профессии полицейского. Но это не значит, что все выпускники потом станут полицейскими, это могут быть и криминалисты, и психологи, и другие специалисты, которым необходимо знание законов.
На «отлично» заканчивали школу чеченцы, вчера приходили мои выпускники-армяне — замечательные были дети
— Что вы сделаете, если увидите, что кто-то из ваших школьников участвует в погромах националистов?
— Как муниципальный депутат я была там (на «народном сходе» 13 октября, после которого собравшиеся начали громить торговый центр «Бирюза», неподалеку от школы. — «МН»), видела, что происходило. Наших детей там не было. Все, кто совершил правонарушения в эти дни, — это были не жители района. Это были люди, которые специально пришли, чтобы мирное собрание превратить в такую акцию неповиновения... Овощебаза — я не думаю, что детей волнуют такие проблемы взрослых людей. Дети об этом точно не говорят. Конечно, с транспортом из-за этого рынка всегда были проблемы. Много лет фуры перекрывали дороги, нам было сложно выехать из нашего маленького района, из-за этого жители тоже возмущались. Да, там работали мигранты, все об этом знали. Но так во всех районах Москвы, просто у нас небольшой район и это очень заметно.
Вообще жителей волнует прежде всего благоустройство. Видя, как улучшается район, все хотят, чтобы и их дом вошел в перечень тех, что подлежат ремонту. Как к депутату ко мне приходят по бытовым вопросам, по поводу правопорядка — чтобы было больше внимания к ним со стороны участковых. Люди волнуются по самым мелким вопросам, но для них они много значат. Лавочку рядом с подъездом убрали — ТСЖ приняло такое решение, а пожилые люди спрашивают, почему нет лавочки, на которую они привыкли ставить сумку и доставать ключи от дома. Кстати, наше законодательство сегодня достаточно сложно отрабатывает такие вопросы — отдельному человеку отстоять свои права очень тяжело. Лавочку обратно не поставят, пока прокуратура не выяснит правомерность принятия решения ТСЖ.
Жаль, что мы далеко от культурных центров, у нас нет своего музея, большого Дворца культуры
— Что касается школы — чем она все-таки отличается от других? Все-таки не зря она стала одной из лучших?
— Это школьный уклад — уважение учителей к ученикам и учеников к учителям. Если вы сейчас выйдете в коридор, вы увидите, что дети всегда здороваются, встают, когда учитель идет. У нас многолетняя, созданная еще прошлыми руководителями традиция праздников, встреч с родителями. Состав коллектива меняется: кто-то уходит на пенсию, на их место возвращаются наши выпускники... Маленький район — это значит, что здесь учатся не просто твои ученики, а дети твоих учеников, внуки некоторых учителей и все друг друга знают. Население района — всего 67 тыс., около 10 тыс. детей.
— Воспитание детей как-то изменилось за последние десять лет?
— Может быть, стали меньше читать с развитием интернета — как учитель литературы я это вижу. Конечно, есть неуверенность семей в своем будущем: были периоды, когда люди теряли работу, в семьях это все обсуждается. Но наша работа по воспитанию ведется по тем же направлениям, что и раньше. Жаль, что мы далеко от культурных центров, у нас нет своего музея, большого Дворца культуры, но мы используем все возможности, которые предоставляет город. Бесплатное посещение экскурсий, музеев, театральных выставок, наши дети ездят на дни науки, «университетские субботы». Нам хочется, чтобы они чувствовали себя столичными жителями.
Мы занимаемся патриотическим воспитанием — на «уроки мужества» к ним приходят, например, ветераны Великой Отечественной войны и Афганистана. Дать им возможность услышать другого человека и воспринять информацию — это одна из основных задач в этом плане. Не просто увидеть поля сражений, съездить на экскурсии, а побеседовать с теми, кто в этих событиях участвовал...
— А, по-вашему, что такое мужество?
— Умение отвечать за свои поступки, за любой поступок уметь ответить. Вот сегодня ко мне придут мои выпускники — это дети, которые выпускались с Егором Щербаковым. Вчера они тоже у меня были, и мы говорили как раз об этом — о том, что мы настолько любим свой район, что готовы днем и ночью его охранять. И о том, что за свои поступки нужно отвечать. Но при этом все должно быть в рамках закона. Приветствуя решения, которые власти принимают сегодня в пользу наших жителей, в пользу нашего района, наши дети не поддерживают экстремистов и тех, кто хотел бы расшатать ситуацию здесь и в городе в том числе. И меня радует, что они умеют занимать такую позицию.
Самый успешный наш бывший ученик из тех, кого я знаю лично, — это префект Южного округа Георгий Смолеевский
— Не повлияло на них то обстоятельство, что в убийстве их друга обвиняют азербайджанца?
— О национальности преступника ими не было произнесено ни слова, у преступников ее нет. Это убийца, и все рады, что он пойман, и верят в то, что он будет наказан по закону РФ.
— Куда уходят из школы, многие ли покидают район? И кто из выпускников больше всего добился успехов, по-вашему?
— Поступают в колледжи, в вузы — начиная от медицинского и заканчивая строительным. Многие уже имеют свои фирмы, есть военнослужащие — те, кто военные вузы закончил. И педагоги в том числе — у нас много лет были педагогические классы, их выпускники сейчас работают у меня учителями и заместителями. Самый успешный наш бывший ученик из тех, кого я знаю лично, — это префект Южного округа Георгий Смолеевский. И я думаю, что школа может гордиться таким выпускником. Но успешность — это не только высокая должность или положение в обществе. Для меня показатель успеха — когда они счастливы в семье и у них есть дети. Если человеку комфортно и хорошо жить каждый день на этом свете, он уже успешен. И учим мы их, чтобы они видели, как падают капли с листочков, какая желтая листва красивая. Вот эти мелочи, из которых счастье формируется. Может, не все они будут ездить в «Бентли» и на «БМВ», но они будут счастливы. Главное, чтобы они поняли — они такие же, как все москвичи, жители большого города, мегаполиса, и нужно принимать этот мегаполис таким, какой он есть.