История
Поскольку европейцы впервые познакомились с этим видом творчества в XI веке в Стамбуле, принято считать эбру древним турецким искусством. Однако знающие люди склонны предполагать, что эта техника появилась значительно раньше и пришла к туркам из Индии через Персию.
Из-за неопределенного происхождения самой техники этимология слова тоже остается неясной. Насчет дословного перевода слова «эбру» ведутся многовековые споры. Основных версий несколько. Одни предполагают, что это название произошло от арабского ab-ru, что переводится как «вода для лица». Другие утверждают, что скорее от тюркского ebre, означающего «волнообразный». Большинством же принято считать, что название пошло от персидского ebri, что в переводе с фарси означает «облако».
Техника классического эбру
Из-за довольно долгого существования эбру появилось несколько различных приемов рисования, отличающихся, в частности, используемыми материалами. Но его суть и принципы остаются неизменными.
Рисовать на воде можно в том случае, когда краска и вода имеют различную плотность. Поэтому в эбру используют специальный раствор и нерастворимые в воде краски. При этом краски не только не растворяются в воде, но и не смешиваются друг с другом, зато прекрасно впитываются в бумагу. Для этого мастера эбру используют в качестве красителей исключительно натуральные пигменты, а в состав красок добавляют бычью желчь.
Консистенция краски при этом должна быть очень жидкой.
Для придания воде вязкости турки используют китре. Это нектар гевена — горной колючки, растущей в Иране, Пакистане, Турции. Выжатая из нижней части стебля жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. Добавляется в чистую воду. Естественно, проще купить готовый экстракт.
Кисти традиционно изготавливают из древесины розового кустарника и конского волоса, взятого с хвоста. Непосредственно ими краска не наносится, как это принято в классическом искусстве, они должны хорошо ее впитывать в себя, чтобы потом обильно разбрызгивать по воде.
Когда раствор готов, в него кисточками разбрызгивают краски нужной расцветки. Затем с помощью шила и гребешка художник преобразует капли в нужные ему формы и рисунок.
Готовый рисунок накрывают листом бумаги и аккуратно снимают его с поверхности воды.
После этого рисунок дорабатывается или не дорабатывается по желанию художника.
Европейское марморирование
На Западе чаще принято называть эту технику марморированием. Возможно, потому, что там, где у персов получаются облака, а у тюрков волнообразные узоры, европейцы красиво калякают мраморные разводы. Но красиво. Впрочем, это шутка.
Сегодня эбру, или марморирование, применяют для украшения различных материалов. Кожа, дерево, текстиль, стекло, пластик — практически на любые поверхности переносят получившиеся изображения.
Нетурецкое эбру предполагает некоторые вольности в рецептуре приготовления раствора и красок.
Вместо экстракта гевена можно использовать загустители из морской красной водоросли, которые употребляются в пищевой промышленности (особенно мясной, молочной, детского питания), в производстве косметики и других отраслях.
Можно заменить редкие компоненты и другими, более доступными для нас материалами. Так, наши русские мастерицы приноровились в качестве загустителя для воды использовать обыкновенный лак для ногтей. Но тут придется поэкспериментировать, поскольку не все краски лягут на лак. Но тем эбру и хорошо, что дает бесконечный простор для полета фантазии. Также можно использовать канцелярский клей и масляные краски.
Домашнее марморирование
Есть вариант, когда вовсе не используется водный раствор. Вместо него можно взять пену для бритья. Подкрашенная пена дает эффектный мраморный рисунок. Технология проста: в поддон надо выдавить пену и немного разровнять поверхность (например, линейкой или гребнем), добавить разбавленные водой краски. Затем шилом, зубочисткой, иголкой либо другим заостренным предметом нанести узор. Поддон будет заполнен разноцветной пенной массой. После этого положите на емкость лист бумаги. Лист должен быть меньше поддона, чтобы его края не загибались и не мялись.
Аккуратно переверните лист, дайте просохнуть пене. После чего ее надо осторожно удалить с листа. Рисунок, который останется, и есть образчик домашнего марморирования.
Ольга Успенская
художник-психолог, мастер эбру, преподаватель школы творческого развития личности
— Чтобы работать в данной технике, не нужно образования художника. Можно вообще не уметь рисовать и даже не уметь провести две параллельные прямые, но все равно стать автором уникального творения. Эбру больше чем искусство. Это тихая мелодия красок, танцующий рисунок, брызги фантазии, не скованной предрассудками. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Для взрослых людей это один из способов расслабитьcя, отвлечься от мирской суеты, погрузиться в мир цвета и форм.
Известно, что вода имеет свойство успокаивать и снимать напряжение. Потому на наших занятиях мы не просто рисуем — мы отдыхаем, как отдыхали на мудром Востоке знатные особы: они занимались творчеством. Стоит лишь довериться кисточке, и она сделает все за вас.
Где учиться
«Эбруссия»
ebrussia.com, (926) 751-38-80
Продолжительность 1,5–2 часа
Стоимость: 1500 руб. за мастер-класс
Турецко-русский культурный центр
turkishculture.ru
Ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 9
(499) 272-33-15,
(499) 272-33-16
Школа творческого развития личности
«Рисуем вместе»
ebru-msk.ru
Бабьегородский пер., д. 5/7
(909) 644-63-59,
(800) 555-06-92,
(495) 532-70-72