1. Про все главные проекты Высокого Средневековья
Умберто Эко. Баудолино. Пер. с ит. Е. Костюкович. СПБ.:СИМПОЗИУМ, 2003
«Именем Розы» Умберто Эко уже, кажется, вытеснил «Айвенго» Вальтера Скотта с пьедестала самого известного и любимого отечественной публикой романа про Средневековье. Во многом, вероятно, благодаря своей, как всегда, упрощенной и все равно блестящей экранизации. Между тем другой «средневековый» роман Эко — «Баудолино», построенный как очень неспешный детектив с двойной развязкой (в центре — тайна гибели императора Фридриха Барбароссы), в еще большей степени напичкан всеми основными темами из политической и интеллектуальной истории Высокого Средневековья. По «Баудолино» можно изучать и конфликт папства и империи, и встречу «франков» с «ромеями», и реликварный бум, и представления о райских кущах на Востоке, отделенных волшебной рекой и населенных чудными народцами, и концепцию жизни как странствия, и перманентное состояние смешанных войны-и-мира, и самозванчество с псевдоэпиграфией.
2. О фантазиях и фобиях
Мишель Пастуро. Символическая история европейского Средневековья. Пер. с фр. Е. Решетниковой. СПБ.: АЛЕКСАНДРИЯ, 2012
Галина Зеленина, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории идей и методологии исторической науки НИУ ВШЭ
Апологет «символической истории» Пастуро собрал в этой книге наиболее успешные результаты своих многолетних исследований того, что для средневекового человека было важным и очевидным, а для нас непонятно, а то и вообще не существует: он рассказывает о судах над свиньями, демонизации дичи и ротации «царей зверей», спасительных и губительных растениях и деревьях, символизме цветов и фигур, недостойном ремесле красильщиков и нечестивой, но чрезвычайно популярной игре в шахматы.
3. Чему и как учили проповедники
А.Я. Гуревич. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: ИСКУССТВО, 1989
Из трудов Арона Гуревича (1924–2006), самого известного представителя позднесоветской медиевистики, классическим и обязательным к прочтению обычно называют «Категории средневековой культуры», но «Культура и общество…» посвящена в общем-то тем же темам и при этом куда развлекательнее. Книга построена на exempla, байках, которыми проповедники Высокого Средневековья уснащали свои проповеди и иллюстрировали свои тезисы. Эти байки оказываются чрезвычайно поучительными не только для средневековых прихожан, но и для современных историков. Гуревич извлекает из них те же фундаментальные категории или бинарные оппозиции: живые и мертвые, богатые и бедные, рай и ад, красота и уродство, мужчины и женщины, «свои» и «чужие», — а читатель помимо множества занимательных «анекдотов» может насладиться иллюстрациями, коими эта книга, роскошно (мелованная бумага, альбомный формат) изданная «Искусством», в изобилии украшена.
4. Книга — портрет эпохи
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с фр. М.: ПРОГРЕСС, 1992
Книги Жака Ле Гоффа, самого известного представителя второго поколения французской школы «Анналов», весьма многочисленны, как и их переводы на русский. Среди них есть легкое и увлекательное чтение: «История тела в Средние века», «Герои и чудеса Средних веков», «Интеллектуалы в Средние века». «Цивилизация» — первая большая монография Ле Гоффа (1964), попытка дать цельное представление об эпохе с упором на социальную историю, историю ментальностей и историю повседневности, не игнорируя при этом хронологическое развитие. Чрезвычайно новаторская в свое время, будучи издана в России в начале 1990-х, она произвела такое же впечатление, да и сейчас не утратила своей значимости: это, очевидно, лучшая и, как ни парадоксально, новейшая обобщающая работа по Средним векам — в последние десятилетия общие труды уже не в моде.
5. Микрокосм и макрокосм
Словарь средневековой культуры. Под ред. А.Я. Гуревича. М.: РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (РОССПЭН), 2003
Словарь хотя и является продолжением идеи поделить средневековую культуру на отдельно описываемые категории, посвящен не узко культуре, а средневековой истории в целом. Так, среди статей есть и категории, имманентные средневековому дискурсу («грехи и добродетели» или «чудо»), и исследовательские категории («микрокосм и макрокосм», «героический эпос»), и целые направления интеллектуальной деятельности («картография», «медицина», «схоластика»), и разнообразные феномены, практики, события («турниры», «крестовые походы», «индульгенции»). Каждая статья, разумеется, снабжена краткой библиографией. Это полезный справочник, способный дать представление о многом, а также ориентиры для дальнейшего чтения.