20493
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22801
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12085
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3809
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8126
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6711
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2978
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12072
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9515
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7507
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7937
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5304
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4056
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2884
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4390
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4364
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4357
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3130
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3176
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5578
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3131
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
17:02 03/10/2012 Евгений Насыров 0 85

Учителей года выбрали в Кремле

Лучшие педагоги России из Москвы, Подмосковья, Питера, Воронежа и Амурской тайги о том, что и зачем они делают в школе

Алексей Никольский

За день до награждения «Московские новости» побывали на заключительном этапе конкурса в Липецке и поговорили с финалистами и двумя полуфиналистам -  Дмитрием Филатовым из Амурской области и Евгением Древалем из Воронежа о том, что сейчас происходит в российской школе.

«Они мне говорят: Саша, нам кажется, что эту систему не изменить»

Александр Демахин, учитель МХК Сергиево-Посадской гимназии им. И.Б. Ольбинского, Московская область,

Учитель года 2012

— У вас позади Литинститут, а сейчас вы учитесь на режиссёрском факультете в ГИТИСе. Как вы в школе оказались?

— Я пришел работать в школу, в которой сам учился. В 2003 году я учился на 1 курсе Литературного и понял, что мне чего-то не хватает и стал думать, как бы мне снова в школе оказаться. И вызвался вести киноклуб в нашей школе: тогда еще торрентов не было, и любой фильм в интернете нельзя было найти. Показывал подросткам авторское кино. Я тогда еще не хотел педагогом быть. А потом стал вести театральную студию, другие занятия. Когда я уже на 5 курсе был, мне наш директор сказал: давай-ка уроки бери. Я подумал, может литературу. А свободная вакансия была только – преподаватель МХК. Я говорю  директору: я же не знаю историю искусств, историю музыки. Ничего, говорит, узнаешь: главное рассказывай, что тебе интересно и думай, что ты хочешь через предмет рассказать им. А я не знал особо ни Караваджо, ни Рембрандта.

— А чем отличается Моне от Мане знаете?

— Тогда не знал. А сейчас знаю: Мане использовал черный цвет, чуть ли не единственный из художников той эпохи.

— Ясно, зачем пришли в школу, а почему остались?

— А потом я стал классным руководителем, а через какое-то время замдиректора по воспитательной работе. Меня спрашивают друзья: ты сегодня учитель или режиссер? А у меня в одну неделю желание уйти из школы в театр, а в другую – наоборот бросить ГИТИС и уйти в учительство. Но я понял, что без одного другого не бывает. Москва тебя подпитывает, а Сергиев Посад – такое место, в котором хочется отдавать. Там хочется жить. Хотя школа очень централизована. Не все от тебя зависит. Это государственный институт. Вся эта бумажная волокита напрягает. Все думаешь, когда уже до детей дойдешь.

— Сколько получает такой нестандартный учитель?

— У меня-то неполная ставка была до последнего. Средняя зарплата у нас 20 тысяч. У меня в этом году примерно столько же будет.

— Ну вы наверное с учениками ни одну столичную премьеру не пропускаете?

— Бывает, но в основном сами делаем театр. Полупрофессиональный. Сейчас два спектакля со старшими, в средних классах – один. Самый интересный называется «Питер.репетиция». Он танцевальный, мы показываем как проходит репетиция в театре, где ставят Питер Пэна. При этом это не какая-то тюзятина, а актеры танцуют в стиле модерн, как у Пины Бауш. Современный театр, не замшелая красная шапочка. Школа ведь консервативна по своей природе. А мой предмет как раз открывает современность. Причем дело не только в современном искусстве. Я попросил на углубленке по физике детей назвать трех современных физиков, у на другой – попросил назвать биологов. Не смогли назвать. Не знают сегодняшних героев.

— Даже Стивена Хокинга?

— Нет, никого не знают. Школа как будто бы вне контекста. А я хочу, чтобы школа вписывала детей в современную культуру. Я провожу урок «Игра в бисер» – надо сопоставить разные виды искусств эпохи через импровизацию, через путь свободных ассоциаций. Это моя авторская игра по Герману Гессе. Вот, кстати, интересно, играют ли кто-то еще в мире в такую игру в школе?

— Как работается в гимназии для одаренных?

— Гимназия хоть и непростая, но бесплатная. Дети там отобранные по принципу одаренности, сдают два экзамена. У нас сборы с родителей только на охрану и ремонт. И, кстати, они меньше чем в районных школах. Наш директор всегда говорила: школа дом, а не учреждение. Картины висят на стенах, есть разные образовательные модели. Но с этими ребятами не так просто, как часто говорят. Дети приходят из обычных школ, где они на таланте выезжают. А у нас приходится работать. Надо свой талант развивать. Приходят отличниками и все почти становятся троечниками.

— А что это за подростки? Что их отличает от сверстников, например, нашего с вами поколения?

— Мы недалеко от Москвы находимся, поэтому они не провинциальные, знающие современную музыку и кино, подростки. Кроме того, в них нет пошлости и упрощенности. Все рефлексирующие. Как-то местные телевизионщики снимали сюжет про наш театр и назвали их «свободными». Я тут соглашусь. Я не такой свободный, как они.

— В чем это выражается?

— Например, они целеустремленные граждане мира. Многие уезжают в другие страны. Из последнего выпуска двое уехали сразу: в Швейцарию и Чехию. Причем сами подготовились, сдали специальные экзамены, сами поступили. Лет 15 назад и не думал никто о таком варианте. И сейчас мне мои говорят о желании не только уехать поучиться, но и остаться.

— Как вы реагируете? Не отговариваете? Не призываете к патриотизму?

— Нет. С одной стороны, в XIX веке вся образованная молодежь уезжала. Тютчев тот же полжизни прожил в Европе. И что он от этого не русский и не национальный наш поэт? Но такая реакция у многих есть: это может быть какие-то наши советские стереотипы. У меня, например, многие друзья с экономфака МГУ уехали в Европу и остались там. Я часто у них бываю. Они мне говорят: Саша, нам кажется, что эту систему [в стране - МН] не изменить. А я думаю, кому как не им менять-то. И никаких перемен нет. Государство должно создавать условия и привлекать таких молодых и амбициозных, надо заинтересовывать.

— Из-за молодости и модности дети, вас, наверное, за своего парня держат?

— Я считаю, что границы школьные подвижны, и могут быть игровые ситуации, когда мы равны, например в театре. Но мы не за-панибрата. И не пойдем пить пиво за углом после репетиции. Но необязательно ставить железную стенку. Меня зовут Сан Саныч, но марьиванну я включать не хочу. Иногда  сажусь на стол и новых учеников это немного шокирует. Я ругаю за это себя и хочу отучиться. Но образ учителя должен соответствовать времени. Я иногда ловлю себя, что я больше популяризатор и надо построже. Но точно могу сказать, я не стремлюсь стать любимчиком публики.

«Когда смотришь на слово – это язык, когда осмыслишь его – уже литература»

Вита Кириченко, учитель русского языка и литературы Центра образования № 1479, Москва, Учитель года 2012

— Вы довольно известный в Москве учитель. Что вам дало участие в конкурсе?

— Мне открылся мир учительской России. Удивительные люди. Благодаря им я выжила  и сохранилась эмоционально, несмотря на обилие конкурсов и жёсткий график. Люди удивительно раскрывались: все сочиняющие, поющие, танцующие.

— На конкурсе много говорили про ситуацию с русским языком и литературой. Вас что больше всего беспокоит?

— Беспокоит, что в стране сокращают часы на язык и литературу. Я лично этого пока не чувствую, поскольку работаю в Центре образования, у нас три часа в неделю русского и три литературы. Еще есть элективный курс, и, кстати, русский язык мы изучаем не классом, а по группам. Это большое наше достижение.

— А к введению словесности вместо отдельных русского и литературы вы как относитесь?

— Насколько я знаю, исчезло название «словесность». Но, будет, видимо, единый предмет. Замечательно недавно высказался [ректор МГУ] Виктор Садовничий. Язык и литература - это предмет единый, но у каждого из них есть свои особенности, свои результаты обучения, много отличий в преподавании. Одним словом, есть мнения за и против. Когда смотришь на слово – это язык, когда осмыслишь его – уже литература. И такие же точки пересечения. Хотелось бы, чтобы при реформе было как лучше, а не как всегда.

— А насколько сейчас школьная программа отражает современность и интересы подростка?

— Это дети информационного мира. У них интересы читательские другие, другой поток чтения. Главное не стремиться поместить в голову ребенка литературный «багаж», который мы сами одолели к 25 годам только. Здесь надо соизмерять свои аппетиты с подростком. Но надо думать, что оставить, а что убрать. Сейчас идет много споров о списке «100 книг» и я читаю в интернете и печати бесконечные дебаты на эту тему. У меня другое к этому отношение. Можно составить список. Но это не гарантирует его прочтение. Идея неплохая, но не надо преувеличивать ее значимость. Я еще обычно ехидничаю: а давайте составим сто поступков, которые нужно совершить школьнику. Ну а что, 100 фильмов уже составили. С этими детьми так нельзя. Они свободные. Им недостаточно сказать: надо! Им нужно объяснить, кому это надо, зачем. Это здорово стимулирует. Я в свое время не могла подумать, что смогу учиться в Европе. Что могу поехать учить языки, общаться со сверстниками, играть в компьютерные игры со всем миром. Они дети глобализации.

«В Германии на третий иностранный отводят пять часов, в то время как у нас на первый основной – три»

Евгений Древаль, учитель немецкого языка, русского языка, литературы, МХК, культуры общения школы № 75, Воронеж

— Что вы так оживленно обсуждали в курилке с коллегами по конкурсу?

— Все, от высоких материй, то есть программ и методик до финансового вопроса, то есть зарплаты. Хотя о ней говорят меньше, но она интересует больше.

— И что с зарплатой?

— Я сравниваю учителей с врачами. Люди социальных профессий. Но врачам платят не за количество вылеченных и количество умерших. А учителя привязаны к качеству обученности детей. Хотя вроде понятно всем, что дети везде и всегда разные. А мы учим всех. И неизвестно, кто истратит сил больше: те кто учит двоечников, или те кто одаренных. Кто больше трудится? Те, кто в инновационных школах и в классах с олимпиадниками работает, или кто в обычной районке? То, что вложено в троечника – может быть только позже проявиться.

— Почему вы пошли в школу?

— Любой, кто работал в школе, может получить компетенции и устроиться в жизни. Профессия позволяет почувствовать себя в разных качествах. Ты и режиссер, и руководитель. В других профессиях этого нет. Можно прожить разные жизни. Я 11 лет работаю школе, в том числе, в обычной воронежской. У меня дети разных возрастов и разных социальных сфер.

— И как за это время поменялась школа и ваше учительское место в ней?

— Меняется, зарплата повышается. Но профессия вся там же. Уважение осталось у тех, кто и раньше уважал. Развитие идет медленно.

— Вы ведете пять предметов. Зачем?

— Я окончил филфак. И веду  соответствующий цикл. Немецкий язык – в стагнации. Причем учителей хватает, но количество часов сокращается. Три часа в старших. Два – в средних. Веду несколько курсов, кроме того это интересно. Каждому предметнику хочется больше времени, это понятно. 

— Вы преподавали в немецкой школе. Что немцу хорошо и нам бы пригодилось?

— Три года преподавал русский язык как иностранный в католической гимназии Св. Елизаветы города Хайлигенштадт. В Германии очень свободные школы. Не учителя, ни дети не ограничены никакими отчетами и нормативными актами. Нет условностей и формальностей. Это делает каждый урок более живым. Живой процесс коммуникации. Изучение иностранного, да и родного языка превосходит нашу систему полностью. На третий иностранный отводят пять часов, в то время как у нас на первый основной – три в старшей, два - в средней и начальной. Немецкое образование готовит личность более развитую в языках и коммуникации. Наши учителя более опытны в естественных науках.

— Что будет с языком, если введут предмет «словесность»?

— В Германии нет отдельного предмета: немецкий язык и литература – вместе. Но в германии нет ЕГЭ. У нас же если количество времени останется прежним, то смысла в этом нет. При условии, что ЕГЭ останется – этот опыт будет провален. Будут размытые границы, у нас традиция уже другая. Это внесет неразбериху. Какие результаты в конце должен учитель представить? Есть более насущные проблемы, чем объединение предметов, я не вижу разумных логических причин.

— Что могут дать воронежскому подростку ваши предметы «филологического цикла»?

— Я пытаюсь рассказать, что быть современным это не значит отвергать литературу прошлого. И для ее понимания не надо быть снобом. Сам стараюсь, чтобы они во мне увидели баланс: и культуру, и современность. С человеческим лицом. Дети все искусственное отталкивают. Я говорю о многом с ними. Воронеж город непростой. Есть группировки, с какими-то идеями, в том числе – неонацистские. Поэтому важно рассказать им о толерантности, несмотря на высокопарность этого слова. Конкретно у меня в классе, и у нас в школе в целом есть разные группировки, полиэтничный состав школьников. Поэтому надо стараться, чтобы не было элементарной поножовщины. Я обладаю определенным авторитетом у ребят. Рассказываю, что все мы иностранцы, в зависимости от того, где мы находимся. И стоит с подростками об этом говорить они начинают задумываться и понимают многое. Как учитель немецкого рассказываю о культуре Германии и их опыте. Чем больше мы знакомимся с другими культурами, тем лучше. Мы узнаем больше о себе и о других.

— А политику в стране обсуждаете?

— Я к этому настороженно отношусь. Та ли эта тема, которую стоит обсуждать и интересна ли она? Тут скорее я учитель стандартный. Школа вне политики и мы здесь совсем по другому поводу. Да гражданская позиция важна. Но я не профессионально разбираюсь в политике, чтобы рассказывать о ней достаточно взрослым уже людям. То же самое с патриотизмом. Для детей это слово ничего не значит. Сначала надо посмотреть на мир, чтобы понять свое место. Если ты не видишь разнообразия мира, то ты не видишь разнообразия в себе. Это лучше всего формирует любовь к родине.

— Есть вопрос к министру Ливанову?

— У меня мечта есть. Почему бы не приравнять учителей по статусу к госслужащем. Тогда бы множество дискуссий можно было снять. Сейчас только так профессия бы обрела приобрести престиж. Учителя – достойнейшие люди – показали, что современное образование можно создавать на энтузиазме. Пока же мы набираем баллы, за что нам платят, за что – нет.

«Таланты живут вдали от большой земли, к бабке не ходи, достаточно теории вероятностей»

Вадим Соломин, учитель математики Физико-математического лицея № 239, Санкт-Петербург

— Ваша школа знаменита своими выпускниками. Например, Григорий Перельман в ней учился. Чувствуете в своих учениках математиков такого масштаба?

— Пока сложно понять. Но все приходят осознанно, поскольку увлечены и занимаются профессионально математикой и физикой. Поступают на матмех. Много олимпиадников. Я работаю  в 239-й с 1999 года, а общий стаж 19 лет. И по школьнику это понять всегда сложно.

— Что главное в вашей работе?

— Системность во всем. У нас выходят не только гениальные математики, но и члены правительства. 

— Как вы считаете, введение естествознания вместо физики, химии и биологии не станет ударом для системности?

— Надеюсь, нашу школу это не коснется. А вопрос этот дискуссионный. Если школьник после 9 класса определился, что он гуманитарий, то он может бросить все силы на изучение литературы или иностранного. Но есть опасность, что такое разграничение приведет к нарушению органичности. Ломоносов говорил, что человеку надо знать математику: она ум с порядок приводит. В этом смысле, какой еще предмет может научить юриста, кроме как доказательство теорем в геометрии. Или понятие структуры и синтетические законы природы в химии и физике.

— Сообщество математиков, к которому вы, без сомнений, принадлежите – самое сплоченное из всех предметников. Во многом по этому, ЕГЭ по математике считается наиболее качественным экзаменом. Как вы оцениваете его?

— Положительно. С материалом ЕГЭ все разумно получилось. Вместе с этим проблема в проведении. Но это дело чиновников, наверное. Провалы есть. Ближайший пример – перепроверка стобальников. Из одного региона –80% работ не подтвердилось.

— Вы участвовали в круглом столе образовательных политиков вместе с Ливановым. Он длился около часа, но если бы времени было побольше, что бы предложили?

— Я не стал бы распыляться. У нас нет, либо мне неизвестно о государственной стратегии поиска одаренных детей. Есть только олимпиады, но их не хватает. Как выявить таланты, если они живут вдали от большой земли. А они там есть. К бабке не ходи, достаточно теории вероятностей. Важно не только выявлять. Приглашать работать профессоров, ученых, создавать интернаты, оплачивать дорогу и проживание. А у нас новосибирский СУНЦ штрафуют за участие профессоров НГУ в обучении.

— С детьми понятно. А положение учителей как же?

— Правительству надо работать и работать. У меня как у налогоплательщика много вопросов. У меня ставка, 21 час в неделю и классное руководство. Какие-то доплаты идут за звание «почетный работник образования» и статус гимназии. Получаю 32-35 тысяч рублей. Жить можно, но сложно. Супруга  моя - словесник и у нас двое детей. Сложно. Я подрабатываю на подготовительных курсах в школу. Но они недорогие для семей.

— Правильно ли, что под одной школьной крышей у нас находится и государственная бесплатная школа и коммерческая платная пристройка?

— У нас дети не платят за кружки, коих множество и за спорт. Родители платят за охрану и сигнализацию – около 2 тысячи в год. В целом же, вопрос сложный. Заниматься со своими за деньги абсолютно не этично. Но если вы представите себе потребности учителя в провинциальном городе – какие-то дополнительные заработки имеют место быть. Как устроить это разумно, пока не понятно.

«Земство у нас не получится, люди не хотят ничего менять»

Дмитрий Филатов, учитель географии, биологии, ОБЖ, физкультуры Талаканской школы № 6, Амурская область

— У Вас нетрадиционный путь в школу. Вы пришли преподавать довольно поздно. Почему?

— Я пришел осознанно. В 26 лет поступил в педуниверситет  Благовещенска и в 31 окончил с красным дипломом. Получил специальность «Учитель географии и биологии». И сначала остался работать на кафедре старшим преподавателем. Но на самом деле я вернулся в школу: с 1993 года по 2001 я работал как тренер по туризму в Зее. Но без диплома пединститута ведь тебе учителем стать не дадут. К сожалению.

— Почему «к сожалению»?

— Любой отец в свободное время  мог бы прийти в малокомплектную школу и вести кружок, мужчин в школе не хватает. Я вот веду четыре: туризм, мультипликацию, гитару, волейбол. Так как нет учителя труда, планирую открыть кружок в духе «очумелые ручки». Девочки шьют и варят. А мальчики молотка в руках не держали никогда. Особенно те, кто без отца. А таких много. Я сам без отца вырос. Я знаю, как это происходит. При этом я веду все свои занятия с упором в краеведение.

— У Вас малокомплектная школа?

— Нет, у нас 400 учеников из семи тысяч жителей. Но мы в тайге, выпускники к нам не стремятся. Зарплата не маленькая и не большая. Но нет клуба, нет кинотеатра. Приходится выкручиваться. Поэтому я веду четыре предмета, а с нового года еще и химию возьму. Поселок разделен на две части, а посередине тайга. Но не считаемся сельской школой, поэтому автобус не положен. Только на рейсовом на собственные.  До райцентра 70 км. Из-за этого сложно вывозить на олимпиады. Один мой ученик на девять олимпиад съездил. По 500 рублей на дорогу каждая. Родители платят. Интернет, конечно, помогает. Но заочные олимпиады не сравнятся с очными. Это общая проблема Дальнего Востока.

— Сколько Вам платят за четыре урока и четыре кружка?

— Я не стремился в школу за деньгами. Не обращаю внимания, сколько платят. Я за идею практически работаю. Пытаюсь подрабатывать не в школе. Одна только проблема: работа в вузе не считается педагогическим стажем. Пришел в школу с нулевым стажем, и первая зарплата была – 600 рублей. Деньги только за июнь пока получил - вышло 16 тысяч. Сейчас уже высшая категория, разряд повыше. За сентябрь будет примерно 23 тысячи. Для деревни было бы много, для поселка мало. У нас регион очень дорогой.

— Учителя не приезжают, а дети, наверное, уезжают в крупные города?

— Этот конкурс — пример того, что даже учитель из далекого поселка, из глубинки, может добиться всего. Вот я и пытаюсь убедить школьников остаться здесь, чтобы он разрастался. Старшеклассников не успел уговорить,  с  младшими все успешнее. Для них Талакан не является какой-то дырой. Может,  с ними мы и клуб восстановим. Сами, как в 80-е годы комсомольцы.

— Слышали, наверное, историю Фарбера. Тоже клуб хотел восстановить. А получил восемь лет. «Ушел в народ и не вернулся», - написали о нем журналисты.

— Мне это знакомо. Я сталкиваюсь с равнодушием. Люди не хотят менять ситуацию. Нет многого — и ладно. Клуб сгорел в 1993 году. С тех пор он переехал в здание магазина. Чего-то там делают, по мелочи. Но сам большой клуб не восстанавливают. Все ссылаются, что денег нет. В России такая тенденция – все перекладывать на кого-то. Земство не получается. Еще и государство не дает построить там, где хочешь, сам. Проектная документация и все бумаги стоит не менее 5 млн. рублей. А построить – 10 млн.

— То есть даже нацпроект «Образование» не помог привлечь учителей с Большой земли?

— Столичных нет. Попадаются хабаровские, благовещенские, владивостокские. В мою бытность в Зею попал тренер сборной по борьбе из Новосибирска. Это был 1988 год в год олимпиады в Сеуле. За год поставил борьбу. Это было очень красиво. Он съездил к ним, забрал борцовый ковер и привез к нам. Вся Зея ходила  смотреть и заниматься на этом ковре. К сожалению, местные спортсмены его выжили:  чужой. У меня сейчас те же проблемы — в Талакане я не свой. Ты чего высовываешься, мол.

— Как Вы считаете, государство знает о ваших проблемах? Как Вам новый министр образования?

— Кто его знает —  он всего четыре месяца работает. Но сам признался в своем непрофессионализме в плане школы. Лучше бы министерством заведовал тот, кто работал в школе, и может разделить наши трудности. Высшая школа – я там работал – сильно отличается. Человеку из высшей школы тяжело воспринять школьные дела. Есть проблема с общим языком.

— Учителя с министром обсуждали школьную бюрократию. У Вас есть такая проблема?

— И у нас в тайге много лишних бумаг. Отвлекает от работы. Помогают жены-мужья, дети, которые с компьютером на «ты». Чаще всего приходят документы со сроком исполнения «выполнить вчера». Пока из министерства дойдет до области, потом в район, потом до поселка. Хотя электронная почта почти мгновенна. Но бумага берет свое.

— Как Вам новое школьное расписание?

— Вот тут я возмущаюсь. Естественные науки нельзя заменить естествознанием. Географию вообще отнесли в социальные науки. Это неправильно. Знания на уровне начальной школы. Как было природоведение, так оно и до 11 класса докатится. Не одним русским языком и математикой жив человек. Чтобы поступить в педагогический, нужно сдать только язык, математику и обществознание. Кто из абитуриентов станет географом, какой у них потенциал? Раньше мы отбирали: кто-то лучше знает географию, кто-то – хуже. Мы возвращаемся к учителю-универсалу. Но не каждый может быть Сократом. Чаще всего,  у такого учителя поверхностное знание на уровне начальной школы. Проблема еще и в том, что даже, когда дают миллион рублей «подъемных» и квартиру за три года отработки, это больше не привлекает. Люди не едут туда, где нет культуры.