В каких случаях нужна эта инструкция?
Вы устали от унылых урбанистических пейзажей и уродливо застроенных пространств, которые могли бы радовать глаз и служить на благо обществу.
У вас есть конкретные идеи по изменению городской среды, и вы знаете, как их реализовать.
С чего начинать?
Для начала хорошенько ознакомьтесь с наукой об устройстве городов — урбанистикой. Прочтите максимум доступной в интернете информации. Вам придется превратиться в губку, жадно впитывающую окружающий мир. Перенимайте чужой опыт и создавайте на его основе собственные идеи. Путешествия по разным странам и городам вдохновят вас. Исследуйте мир вокруг себя и обращайте внимание на удачные примеры организации среды.
Агент городских изменений - это человек, который не только может привести удачные примеры преобразования городского пространства, но и знает, как притворить их в жизнь. А потому необходимо знать весь процесс создания и осуществления проектов до мелочей, начиная с разработки эскизов будущего объекта, заканчивая процедурой урегулирования всех вопросов с властями города. Для этого знакомьтесь с архитекторами и проектировщиками, специалистами по урбанистике и ландшафтными дизайнерами, гражданскими активистами и пиарщиками. Просите их делиться опытом, рассказывать о своей работе. В идеале ваш круг общения должен состоять не только из жителей родной страны, но и из иностранных специалистов, с которыми можно познакомиться во время заграничных поездок (к примеру, попросив о встрече по предварительной договоренности) или поддерживать связь через интернет.
Очень важно не только накапливать опыт и знания, но и уметь делиться ими. Помните, что всю систему планирования города переделать сразу не выйдет. Ваша первостепенная задача – изменить подход и отношение к этой системе. Попытайтесь донести до окружающих, что перемены необходимы и возможны. Увлеките людей идеями, чтобы у них появилось желание менять мир вокруг себя. В качестве аргумента лучше всего подойдут удачные примеры проектов. Для этого, например, можно создать увлекательный информационный портал с информацией об идеях, людях и технологиях, меняющих городское пространство, а также успешными международными примерами организации среды. Позвольте посетителям портала предлагать идеи публикаций и писать на интересующие их темы.
Попытайтесь привлечь в свой проект креативных и талантливых людей, заручитесь их помощью и поддерживайте контакты. В будущем, когда дело перейдет от теории к практике, они наверняка вам пригодятся. Возможно, даже удастся собрать из числа единомышленников целое креативное бюро, которое будет создавать проекты по реорганизации города.
Важно, чтобы ваша деятельность в виртуальном пространстве и реальной жизни получила максимальную огласку. Быть «широко известным в узких кругах» для агента городских изменений необходимо. Продвигайте свой сайт или проект всеми возможными способами. Если какое-нибудь издание захочет взять у вас интервью, соглашайтесь. Одобрительная статья в СМИ увеличит шанс на воплощение в жизнь ваших идей.
Реализовать полноценный проект по изменению города вполне реально. Для этого нужно заручиться необходимыми средствами (сплоченной командой специалистов, свежими идеями и т.д.), можно также попробовать привлечь к своей деятельности представителей власти. Помощи лучше всего искать у муниципальных депутатов, в рядах которых много продвинутых и сговорчивых людей. Идти к ним имеет смысл только с готовым проектом. Если муниципалитет пойдет на встречу, вы вполне можете рассчитывать на финансирование из городского бюджета.
В редких случаях, когда вам удалось прославиться, чиновники могут выйти на вас сами и предложить сотрудничество, но на это лучше не рассчитывать. Если представители власти принципиально не идут на контакт, ищите спонсора. Обращаться за финансовой поддержкой лучше всего к отдельным бизнесменам, поскольку крупные и известные компании не так сильно нуждаются в дополнительном пиаре. Тщательно подготовьтесь к презентации проекта, сделайте ее наглядной и почаще апеллируйте к опыту зарубежных стран.
Приступая к осуществлению своей задумки, помните, зачем и для кого вы преобразуете город. Если речь идет, к примеру, о реорганизации двора в спальном районе Москвы, проведите несколько опросов и фокус-групп среди местных жителей, чтобы понять, каким бы они хотели его видеть. Пренебрегая интересами целевой аудитории, вы рискуете создать пространство, которое будет невостребованным.
Что может пойти не так?
Вы можете не рассчитывать на прибыль. Первое время работать придется не за деньги, а за идею.
Имейте в виду, что идея, столь приглянувшаяся вам во время путешествия по какой-нибудь заграничной стране, может быть совершенно не осуществима в России. Нужно понимать, что желания не всегда совпадают с возможностями, не говоря уже о том, что вы можете встретить серьезное сопротивление со стороны властей.
Будьте готовы к разочарованию: даже в том случае, если ваш проект был одобрен чиновниками, его могут прикрыть в самый последний момент, что сведет на нет все ваши усердия. Соблюсти интересы всех задействованных сторон крайне сложно.
Успешные примеры
Деятельность создателя проекта «ДомДворДороги» Дмитрия Левенца, который рассказывает, как заставить муниципальных чиновников выполнять свои обязанности, навести порядок в ЖКХ и облагородить тем самым городскую среду.
Архитектурный проект «Активация» в Вологде, главная идея которого заключается в том, что для отдыха можно обустроить любой уголок города. Архитекторы из объединения «АВО!» создали несколько необычных объектов, среди которых каменный мост, драмтеатр, «новый пейджер», «треугольный сад» и «красный пляж».
Преобразованный Парк Горького с прилежащим к нему Нескучным садом в Москве.
«Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. Тут работает пекарня, кафе, библиотека, концертный зал, органический огород, магазин фермерских продуктов, арт-галерея, кружок любителей настольного тенниса, площадка для велотриала, паркура и петанка, а также йога-центр.
Проект программы «Перестройка» канала «Москва 24» и архитектора из института «Стрелка» по переделке двора в Митино
Партизанинг — блог об уличном искусстве и общественной деятельности.
Лекция «Знаем как!» открыть благотворительный магазин
Екатерина Милова, исполнительный директор Благотворительного собрания «Все вместе»
Дата и время: 20 ноября, 19:30 – 21:30