Авторы проекта, прежде всего, продвигают идею пересесть на велосипед. Они считают, что в городе можно ездить на велосипеде в любую погоду, но без нормальной инфраструктуры делать это крайне сложно. «В Петербурге неудобно ездить на велосипеде, потому что ни город, ни государство не делают абсолютно ничего для того, чтобы было иначе. Чиновники не понимают, что велосипед и общественный транспорт — это не прихоть и не дополнительная сложность, а это решение транспортной проблемы, и продолжают усугублять её: строить и расширять автомобильные дороги», — говорит один из участников инициативной группы Евгений Софронов. Активисты говорят, что в Санкт-Петербурге особенно сложно передвигаться на велосипеде из-за бездействия коммунальщиков. «Сейчас нельзя ездить на велосипеде круглый год, потому что в городе не убирают грязь и снег», — подчеркивает Евгений. Для решения этих проблем активисты устраивают велопарады, готовят петиции и брошюры для велосипедистов.
Проект в его нынешнем виде зародился в апреле 2012 года. 21-летняя Ольга Мнишко, студентка Санкт-Петербургского политехнического университета, и 28-летний дизайнер и предприниматель Евгений Софронов познакомились на семинаре по проектному менеджменту. «Курс шел в благотворительном магазине «Спасибо!». Создатель этой площадки, Юля Титова (герой проекта «Новая интеллигенция» — прим. «МН»), иногда проводит такие курсы для тех, кто тоже хочет заниматься некоммерческой деятельностью, но не знает, с чего начать», — рассказывает Ольга. Оба хотели сделать собственные проекты для велосипедистов и в итоге придумали один совместный.
Площадка уже была — Евгений запустил сайт I-bike-Spb с «луками» велосипедистов зимой. «Я начал фотографировать ребят, которые ездят по городу на велосипеде. Я хотел показать, во-первых, что на велосипеде вообще можно перемещаться по городу, что ездят на велосипеде не только фрики и маргиналы и сформировать сообщество людей, лояльных к велосипеду как транспорту», — рассказывает он. Он сам пересел на велосипед около пяти лет назад и постоянно ездит в центр. К фанатам велосипедов он себя не причисляет, но очень увлечен идеей велодвижения — у него на руке есть даже настоящая татуировка с логотипом проекта. «Для меня велодорожки — это символ свободы, разумности и демократии», - объясняет Евгений ее появление.
Он работает над дизайном «Велосипедизации». Прежде Евгений создал собственный проект «Все секонд-хенды», получил специальность графического дизайнера в Политехе. За коммуникацию формально (все попеременно выполняют разные обязанности) отвечает Ольга — она работала в пиар-агентстве. Она тоже ездит на велосипеде: весной Ольга приобрела себе через сеть «винтажный байк». Организацией мероприятий занимается еще один руководитель проекта, 28-летний экономист, Дарья Табачникова. Она нашла «Велосипедизацию» в сети «Вконтакте». Дарья купила себе старый советский велосипед, вернувшись из Европы, и решила узнать о велосипедах побольше. «На велосипеде в Европе ездят все — от дворников до мэров городов. Мы хотим, чтобы у нас было так же», — говорит она. Дарья убеждена, что Москве с ее «восьмиполосностью» далеко до европейского уровня развития велоинфраструктуры. Она долго жила в Москве и переехала в Санкт-Петербург из столицы три года назад — вышла замуж за петербуржца.
За полгода активисты провели несколько мероприятий. 20 мая, в День единых велосипедных действий, одновременно с несколькими городами России, устроили велопарад с участием 300 человек. Позже, 1 июля, провели еще один, но более крупный – собрались около 1500 велосипедистов. В начале августа они организовали «Велостояние» на единственной велодорожке в городе, созданной для передвижения в городе, а не отдыха в парке. «Собралось не очень много человек, примерно 100. Это реальный показатель гражданской активности: столько человек готовы не только обсуждать, что велодорожки нужны, но и действовать», — говорит Дарья. Они продолжают снимать велосипедистов на улицах, но теперь привлекли нескольких фотографов-волонтеров. Активисты отправили более 600 открыток с просьбой инициировать внесение изменений в ПДД - чтобы велосипедистам разрешили ездить по полосам для общественного транспорта (ответа не последовало). В конце августа открыли велошколу — в том же магазине «Спасибо» проводят лекции о том, что нужно знать городскому велосипедисту.
Петербуржцы понимают, что проблемы с инфраструктурой для велосипедистов могут решить только власти. Поэтому они пробуют не только привлекать внимание к ее отсутствию массовыми акциями, но и общаются с чиновниками. Первый шаг – петиция, цель которой - добиться разрешения велосипедистам ездить по полосам общественного транспорта. За два месяца под ней поставили свои подписи около двух тысяч человек. Авторы собираются передать ее властям до октября. «Мы направляли информацию о том, что собираем подписи губернатору и просили инициировать поправки в законодательство. Осенью будем направлять документ в соответствующие органы», — рассказывает Дарья. Активисты намерены не только писать, но и лично говорить о своих идеях чиновникам. «В сентябре нас пригласили на два круглых стола. Там будут чиновники городского комитета по транспорту», — говорит Дарья.
Сейчас «Велосипедизация» готовит специальную брошюру для велосипедистов. В нее собирают советы о том, как безопасно перемещаться по городу. «Только соблюдения ПДД, к сожалению, недостаточно. Есть тонкости, знание которых приходит только с опытом — про них мы и хотим рассказать», — объясняет он. Попутно активисты планируют развивать велошколу и сайт. Они считают, что чем больше велосипедистов появится на улицах городе, тем охотнее власти будут обращать внимание на проблемы велодвижения.