Джеймс Тернер, 64 года, волонтер некоммерческой организации Preservation Resource, которая занимается сохранением исторической архитектуры Нового Орлеана с 1974 года. Джеймс был в зоне бедствия в сентябре 2005 года, через несколько дней после урагана «Катрина», смывшего Новый Орлеан.
— Меня позвали помочь в восстановлении Нового Орлеана из Preservation Resource. К тому времени я уже несколько лет сотрудничал с ними и с другими НКО, которые борются за сохранение исторического наследия. Это связано с моей профессией: у меня своя фирма по ремонту старых окон. Я доехал до Нового Орлеана из Детройта на своей машине. Штаб National Trust for Historic Reservation в Вашингтоне организовал волонтерам бесплатное проживание. В пятикомнатной квартире поселились около 15 человек. Условия были нормальные, хотя больше всего беспокоили москиты. Я пробыл в городе неделю, затем возвращался на период в две недели каждые два месяца, чтобы на волонтерских началах помогать Preservation Resource. После урагана я проводил для местных бесплатные мастер-классы от этой организации, где рассказывал, как правильно восстанавливать старые окна. Я перестал ездить в Новый Орлеан в марте этого года.
В моей команде люди постоянно менялись, но среди них все время были один-два архитектора. В основном это были волонтеры, которые давно состоят в National Trust for Historic Reservation. В США вообще много архитекторов, которые добровольно идут помогать в места разрушений. Мне кажется, в Новый Орлеан все волонтеры приезжали от некоммерческих и связанных с церковью организаций.
Я с коллегами оценивал степень разрушения сооружений города. Каждый день утром мы брали в Preservation Resource список домов и стандартную анкету, обходили район и выставляли оценку состоянию зданий. Непосредственно строительством занимались другие организации, например, Habitat for Humanity. Но в основном — частные лица.
Большое количество волонтеров на местах разных происшествий в Америке появились, если не ошибаюсь, лет десять назад. Бедствий становилось больше, стало ясно, что «Красный Крест» с этим не справляется. Все больше людей пошли в волонтеры во время пожаров в Калифорнии и Колорадо в 2010 году, наводнений на Миссисипи в 2011 году.
Григорий Сергеев, 32 года, основатель поискового отряда «Лиза Алерт», московской некоммерческой организация, которая занимается поиском пропавших людей. Григорий Сергеев координировал волонтеров в Крымске.
— Когда мы узнали о ситуации в Крымске, мы поняли, что там пригодится наша техника и опыт. У нас есть понимание, как организовать штаб и наладить работу. В любом направлении принципы организации одни и те же. Волонтерам не хватало знаний, как распределять работу, как инструктировать добровольцев, что им говорить. Но люди быстро учились.
Мы решали три вида задач — работали с гуманитарной помощью, искали пропавших людей и спасали дома от захламления. Одна бригада работала исключительно в Нижней Баканской. Эта станица пострадала очень сильно, но МЧС здесь практически не было. Здесь утонуло гигантское количество животных. В Баканской несколько сот домовладений по 10 животных в каждом. Ветеринаров явно не хватало, и упаковывать в перчатках трупы в пакеты и отвозить их на кладбища приходилось нашим ребятам. Учитывая температуру +35, представьте, какие там стояли запахи. Но в четверг на прошлой неделе уже не было ни одной заявки на трупный запах. Все убрали.
Внедорожники для точечной доставки гуманитарки и исследования территорий мы привезли из Москвы. Они принадлежат нашим добровольцам. Это все делалось с помощью бортов МЧС, за что им огромное спасибо. Пострадавшие сами делали заявку на необходимые вещи: в администрацию или лагерь добровольцев. В администрации бюрократии больше. Если по каким-то причинам этот человек обращается второй раз, его проверяет местная полиция, чтобы не было злоупотреблений. Такое, конечно, тоже случалось. У нас получался огромный список адресов, по которым на машинах развозилась помощь.
Люди выполняли разные обязанности. Но чаще они выбирали какое-то одно направление. Если, например, человек попадает на разгребание завалов, на следующий день он старается попасть туда же — образуется команда. Старшие по разным направлениям собирались каждый вечер в лагере на «планерку», утром раздавали задания. Предположим, затопление в доме. Координатор дает адрес — и езжайте. Перед этим — инструктаж по технике безопасности.
Я обращался неоднократно к начальникам из МЧС, чтобы те предоставили душ и туалеты для лагерей. До сих пор этот вопрос не решен — в «Добром лагере» их по-прежнему не хватает. Мы в лагере «Лиза Алерт» сделали свой душ и туалет. Хотели проводить санобработку. Но туда ринулась масса людей: ни о какой гигиене не могло быть и речи. Это одна из проблем, которая так и не была решена. Ни администрация, ни МЧС не смогли помочь в организации быта.
На прошлой неделе приехала краевая администрация, которая внесла диссонанс в работу. Началась «показуха» со строительством белоснежных палаток. В Нижней Баканской волонтеров выгнали из дома культуры, где был организован склад. А у нас была выстроена схема, налажены отношения с МЧС и администрацией. У нас были списки тех, кому нужна помощь. Администрация начала писать их заново. 12 дней работы насмарку. Наши ребята приняли решение сворачивать свою работу — большинство уехали. У нас есть огромное количество дел — сейчас мы одновременно проводим три поиска пропавших в Подмосковье. Ребятам нужно на работу. Они просто не могли там дольше оставаться. Хотя «выдающаяся деятельность» местных властей сыграла определенную роль в том, что мы уехали.
Евгений Машкарин, 26 лет, житель Краснодара, координатор одной из добровольческих спасательных бригад в Крымске.
— Я не профессиональный волонтер, но с 2006 года я веду в Краснодаре разные социальные проекты — сбор крови, георгиевская ленточка… Я приехал в Крымск, когда узнал о том, что нужна помощь. Я хотя бы знал, как координировать незнакомых людей, втягивать их в работу и быстро принимать решения.
Крымск поделили на 40 небольших участков. В каждом — штаб, обычно в виде палатки на углу улиц. За ним закреплен район или окрестное село, который возит сюда своих волонтеров. Они подчиняются центральному штабу — всем руководит администрация. Их список есть на сайте «Крымск 2012». В каждом штабе — свои координаторы по задачам: разгребание завалов внутри домов, доставка гуманитарной помощи, логистика и так далее. Каждый вечер координаторы встречались на общем собрании.
Сначала я занимался распространением гуманитарной помощи, но потом приоритеты поменялись в сторону уборки дворов и домов. В наших группах в соцсетях мы разместили ссылку на «Яндекс.Кошелек». С него снимали деньги и покупали предметы первой необходимости. Например, первые сутки нужна была вода. Всего удалось собрать около 100 тысяч рублей. Сейчас немного денег из этой суммы осталось, будем оказывать адресную помощь. Сейчас я в Краснодаре, координирую работу в Крымске по телефону.