Немного истории
Название «керамика» происходит от греческого слова keramos (глина) и обозначает любые изделия, выполненные из глины или глиносодержащих смесей. Такие изделия в обязательном порядке подвергаются термической обработке — после обжига или сушки на солнце они становятся твердыми и прочными. Некоторые варианты керамики имеют собственные имена: майолика, терракота, фаянс, фарфор. Вообще время возникновения гончарного искусства до сих пор точно не определено, однако исследователи сходятся во мнении, что было это очень и очень давно. Самым древним предметом из обожженной глины сегодня считается Вестоницкая Венера (другое название — «палеолитическая Венера»), созданная в 25–29-м тысячелетии до нашей эры. Хранится эта прикладная реликвия в Моравском музее чешского города Брно.
Техники керамики:
Ручная лепка
Самый примитивный способ изготовления глиняной посуды, когда желаемый сосуд получается путем выдавливания нужной формы из цельного куска глины.
Кольцевая (ленточная) лепка
Сосуд образуется путем соединения нескольких глиняных полосок. Сначала вылепливается круглое основание, затем вокруг него оборачивают первую полоску, стараясь соединить их как можно прочнее. Остальные полоски наслаиваются на первую сверху, и таким образом сосуд вырастает до необходимого размера.
Гончарный круг
Диск, который позволяет сделать процесс изготовления сосуда легким и относительно быстрым, изначально вращал ученик гончара. Позже распространение получил ножной гончарный круг, который приводится в движение с помощью педали. Замешенная глина помещается в центр, после чего из нее можно формировать (сжимать и вытягивать) самые причудливые фигуры.
Литье
Техника создания серийной керамики, позволяющая получить несколько одинаковых сосудов. Подготавливается специальная гипсовая форма, в которую заливается глиняный раствор: через некоторое время остатки раствора выливаются, а когда глина окончательно затвердеет, форму разбирают и используют для следующего сосуда.
Глину в студию!
Сегодня в Москве любителям прикладного искусства можно найти себе занятие по душе в двух шагах от дома. Другое дело, что ряд студий предлагает занятия для новичков в стиле школьных уроков, а вот отыскать место с настоящей творческой атмосферой бывает непросто. В этом смысле студия керамики KVN скорее исключение из общего правила.
Прохор Колосов:
— Многие спрашивают про название: почему KVN? Это инициалы моих родителей: Колосов Виктор и Надежда. В сегодняшнем виде мастерская существует с 2009 года, хотя отец занимается керамикой почти 40 лет. На нынешнем месте, рядом с поселком художников на Соколе, мы работаем чуть больше десяти лет, столько же и я занимаюсь керамикой. К слову, мы не только преподаем и создаем разнообразные вещи из глины, мы также возводим деревянные дома, строим печи и камины, облицовываем их изразцами, делаем мебель.
Курс по керамике состоит из девяти двухчасовых занятий, которые проходят два раза в неделю. Стоимость его составляет 16 200 руб., и сюда входит все, кроме рабочей одежды-обуви и блокнота для заметок/зарисовок и собственно идей. Ученики занимаются в группах по шесть человек, не более. Сначала мы обсуждаем с ними, что они хотят создать, затем они идут за глиной, перебивают ее и приступают к работе. Кто-то продолжает доводить изделия с предыдущего занятия или расписывает их. В перерывах между группами я читаю лекцию по истории и культуре японской керамики, это обычно происходит раз в неделю. Люди, которые к нам приходят, абсолютно разные: есть и дизайнеры с архитекторами, и пиарщики, и маркетологи, и врачи, и бухгалтеры, и домохозяйки. В основном это девушки в районе 27–33 лет, уже добившиеся чего-то в этой жизни, — именно в этот момент многим хочется начать делать что-то прекрасное, для души. Почти ни у кого не бывает опыта работы с глиной, поэтому у нас есть вводный курс, который рассчитан на работу с самой «некапризной» глиной — шамотом. Этот материал прощает многие ошибки, но малопригоден для посуды. Майолика же требует определенного навыка. Керамика в принципе требует внимания, терпения и усидчивости.
Готовность номер один
Прежде чем записаться на курсы керамики, вы, конечно, захотите понять — а нужно ли вам все это? Необычное хобби и новый круг знакомств — несомненные плюсы подобного занятия, но есть еще кое-что. Люди, которые давно этим занимаются, признаются, что работа с пластичным материалом способна полностью изменить отношение к окружающему миру и практически сделать вас другим человеком. И это не шутка — глина порой работает лучше любых психологов.
Анастасия Колесникова:
— Мне всегда это было интересно. Еще в юности я ходила в художественную школу, а после окончания технического вуза подумала, что хочется продолжать развивать себя в творческом русле. В какой-то момент стало понятно, что большая часть курсов — она такая… детско-взрослого формата. В плане того, что они для детей или для людей, которые практически ничего не умеют делать, и там все начинается со жгутиков, которые ты сначала катаешь, а потом из них что-то лепишь. Это неплохо, просто я кое-что уже знала, и мне хотелось найти другой формат. Случайно получилось, что мой друг Проша со своим отцом начали занятия в KVN. Я пришла к ним, и оказалось — это то, что мне нужно. Здесь ты приносишь картинку изделия, которое тебе нравится (много вариантов: можно скачать из интернета или найти в журнале, например), а они тебе говорят: вот это реально сделать, а это — нереально. В результате по окончании курсов ты получаешь три-четыре объекта, которые достойно и красиво выглядят. На занятиях мы постоянно болтаем, делимся чем-то, потому что у всех собравшихся общие интересы появляются, а люди при этом совершенно разные.
Алла Москаленко:
— У меня была давняя мечта — делать посуду своим детям самой или хотя бы расписывать научиться. Тогда и зародилась идея познакомиться с древним ремеслом. Но руки все не доходили, да и времени свободного было очень мало, в связи с тем что дочка была маленькая и ее не с кем было оставить. К тому же занятия любимым делом дома с маленькими детьми чреваты ежедневной уборкой и постоянной нервотрепкой. Так я начала поиск курсов керамики (известно, что лепка из глины успокаивает нервы, чего мне в то время очень не хватало). Студию KVN я нашла через поиск в интернете. Очень привлекли фотографии уже выполненных работ, а также то, чем помимо керамики занимаются Прохор и его отец — строительство прекрасных деревянных домов, изразцов для каминов, мебели из дерева. Сразу стало понятно, что люди очень любят свое дело и являются настоящими профессионалами, у которых многому можно научиться, да и отзывы были самыми благоприятными. И впоследствии я ничуть не разочаровалась.
В студии я занимаюсь с прошлого года. Когда оказалась здесь в первый раз, меня сразу же обаяли Виктор и его сын Прохор. Встретили просто замечательно — угостили чаем из самовара со всякими сладостями. За чаепитием все друг с другом познакомились, каждый рассказал, зачем, собственно, пришел, ради каких целей. Мы получили общий инструктаж по работе и описание основных видов глин, после чего работа закипела. Первым материалом была глина шамот, из нее я сделала объемное изображение головы овцы — думала дома повесить на стену. Но в итоге подарила маме. Самое удачное мое произведение — солонка в виде кита. Я даже не ожидала, что так хорошо получится, особенно удивил цвет крышки — настоящая морская глубина.
Екатерина Прокопенко:
— Моя профессия напрямую связана с творчеством — у меня свое дизайн-бюро. Я люблю рукотворные вещи в интерьере, люблю делать предметы декора своими руками. А конкретно керамикой мне предложила заняться подруга, которая просто влюблена в этот материал. Я не была до этого в других студиях, но, попав в KVN, поняла, что это настолько мое место, что ничего другого мне уже не захотелось. Покорила творческая атмосфера, но больше — люди, которые здесь работают. Первой моей работой была тарелка, которая после обжига превратилась… в блюдце! Я никак не могла предположить, что глина настолько уменьшится в размерах. А еще всегда неожиданностью является результат после нанесения цвета — покрытия эмалью или ангобирования (покрытие еще необожженного изделия особым раствором). Дело в том, что его можно только предположить. Цвета совсем не соответствуют тем, какими они станут после обжига. И это всегда магия. Вообще каждая работа связана с определенными эмоциями. Это погружение во всех смыслах. И я не представляю себе человека, которому бы такое занятие не понравилось: тишина, только шум гончарного круга, и твои мысли, также по кругу. Настоящая медитация!
Советы начинающим
Итак, вы решились. Как и в любом деле, новички при изготовлении керамики часто сталкиваются с трудностями, которые пусть не уменьшают желание лепить из глины, но могут существенно подпортить настроение. Как говорится, предупрежден — значит вооружен.
Алла Москаленко:
— Помню, что было очень сложно работать на круге. Это со стороны, когда наблюдаешь процесс, кажется, что кувшин или чашка как бы сами появляются из куска перебитой глины. А вот и нет — тут требуется точность, внимательность и сноровка. У меня первый молочник, который я от начала до конца сделала сама, появился только после нескольких месяцев регулярных тренировок. На самом деле не могу выделить ничего, что давалось бы просто. Видимо, это все-таки с опытом приходит. Все было сложно, но жутко интересно! Эти курсы я посоветовала бы всем, у кого есть в этом внутренняя потребность, или тем, кому в силу профессиональной деятельности приходится с этим встречаться (у нас много дизайнеров, например), а также тем, кому просто хочется уйти от суеты и насущных проблем и побыть наедине с собой. Да и правильной посуды и элементов интерьера в доме теперь много. И еще я знаю, что буду дарить друзьям и близким.
Анастасия Колесникова:
— Самое сложное — это не гнобить себя за то, что у тебя что-то не получается. Потому что ты приходишь, и тебе сразу хочется, чтобы все было круто. Но так не бывает. А еще вокруг все работают, и тебе кажется, что у всех лучше, чем у тебя. Выходит, что эти курсы — серьезная психологическая практика. А вот самое легкое на занятиях — это пить чай. Потому что Прохор и его отец — увлеченные «чаеманы». И когда приходишь в студию, они всегда говорят: сначала садитесь, выпейте чайку, подумайте. Это очень правильно, потому что человек прибегает после своих работ, из метро, ему нужно сесть и просто успокоиться. На самом деле умение что-то делать собственными руками помогает по-другому взглянуть на мир. Если ты что-то произведешь, даже эту свою несчастную чашку корявенькую, ты начинаешь гордиться тем, что ты сделал. Я вот честно могу сказать, что первую работу я хотела взять и сразу же выкинуть. Но я оставила каждую, и со временем они мне все больше нравятся. Здесь ты начинаешь понимать, что в этом мире есть что-то, что зависит только от тебя. Не от начальника, не от родителей, не от каких-то экономических факторов, а есть какой-то объект, который ты можешь сделать сам так, как ты захочешь. Это вселяет уверенность и помогает в дальнейшем и в других, для кого-то более важных делах. Я советую всем, кто хочет начать свое дело, но очень боится, начать именно с ручного труда, чтобы увидеть реальный результат. Потому что вот сидишь ты и занимаешься не объектным действием, а бухгалтерией, экономикой, прожект-менеджментом, пиаром — и результата ты в принципе не видишь, он существует где-то там. А керамика, как и любое прикладное искусство, наверное, помогает поверить в себя.