— Как возникла идея создать открытый лекторий?
— Осенью 2012 года в честь 20-летия Высшей школы экономики мы впервые провели День Вышки в парке Горького. Этот день нам хотелось сделать праздничным для наших студентов, преподавателей, а также для всех москвичей, которые пришли в парк. День Вышки объединил и день открытых дверей, и день первокурсника, и встречу выпускников. На площадках открытого лектория выступали известные ученые и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов. Мы даже не ожидали, что интерес к нашим лекциям окажется таким большим. Это натолкнуло нас на мысль, что такие публичные лекции стоит проводить на регулярной основе и что парк Горького — самая подходящая для этого площадка. Все лето 2013 года профессора Вышки выступали с открытыми лекциями в парке Горького.
Валерия Касамара, директор по корпоративным проектам НИУ ВШЭ
— На кого ориентируется проект?
— Мы работаем сразу с несколькими целевыми аудиториями. Во-первых, это взрослые люди, почувствовавшие и осознавшие современный тренд, — сейчас ценятся не узкие специалисты, а люди с широким багажом знаний.
Во-вторых, это студенты других вузов, которые могут заинтересоваться нашими лекциями и в дальнейшем, возможно, выберут магистратуру в нашем университете.
В-третьих, это студенты самой Вышки, которые с удовольствием ходят на открытые лекции своих преподавателей и преподавателей других факультетов.
В-четвертых, это школьники старших классов, которые выбирают не только вуз, но и факультет, на который они будут поступать.
А в-пятых, это люди старшего поколения, которым также интересно расширить свои горизонты.
— На ваш взгляд, почему такой формат оказался востребованным?
— Современный специалист должен расширять свои знания и совершенствовать свои навыки постоянно, для того чтобы оставаться востребованным в конкурентной среде. Поэтому получение новых знаний становится постоянным приоритетом.
— Можно ли с помощью лекций научиться чему-то новому или это только импульс к его познанию?
— Разовые лекции скорее помогают человеку узнать о чем-то новом и захотеть изучить эту сферу подробнее в будущем. Лекторы всегда рассказывают, какую литературу можно почитать по этой теме. В дальнейшем, возможно, мы будем читать и циклы лекций — тогда уже можно будет говорить о том, что знания даются системно.
— А в чем вообще разница между лекциями для студентов, и теми, что вы проводите в городе?
— Понятно, что при учебе в университете у вас появляется более глубокое представление об изучаемой области, но такие занятия требуют определенной подготовки. Лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу», составлены с учетом того, что в аудитории будут и неподготовленные люди. Поэтому экономисты, например, читают лекции без формул и цифр, а такой формат требует большого профессионализма.
— На протяжении последних лет Вышка уделяет все больше внимания своей открытости. Почему это так важно для университета?
— У Вышки нет единого кампуса, здания наших факультетов разбросаны по всему городу. Мы и на Хитровке, и на Покровке, и на Мясницкой, и на окраинах Москвы. Тем сильнее мы чувствуем нашу неразрывную связь с городом, нашу ответственность за формирование городской среды.
— Как вы выбираете темы лекций для открытого лектория?
— Мы отбираем скорее не темы, а лекторов. Очень важно, чтобы человек умел донести знания не с сухой академичностью, но и не в слишком упрощенном, поверхностном виде. Лекции — это так называемый эдьютеймент, формат, сочетающий в себе образовательные и развлекательные элементы. Важно, чтобы человек, никогда специально не интересовавшийся экономикой, социологией или лингвистикой, ушел с лекции, получив определенное представление об обсуждаемом предмете.
— Какие лекции пользуются большей популярностью?
— Особым успехом пользуется несколько групп тем. Первая — прикладные знания. Это, например, очень востребованные лекции по психологии, помогающие лучше понять себя и других. Вторая тематическая группа — естественно-научное направление. Третья группа — гуманитарные знания. У молодых людей высок интерес и к истории, и к искусству, и к литературе.
— Вы поддерживаете обратную связь с аудиторией проекта?
— У нас большие и дружелюбные группы «вконтакте» и на фейсбуке. Пока мы не видели никакого негатива, только положительные мнения.
Кроме того, лекции мы записываем на видео и выкладываем на сайте лектория, так чтовсе заинтересованные имеют к ним равный доступ.
— Будет ли, на ваш взгляд, в целом меняться парадигма высшего образования?
— Интерес к нему будет только расти. Наличие высшего образования всегда было равноценно определенному социальному статусу. В постиндустриальном обществе этот статус более чем важен.