I В каких случаях нужна эта инструкция?
1. Вам интересно собирать людей и организовывать для них (а не для собственного эго) интересные события.
2. Вы хотите сделать мероприятие, которое «убивает двух зайцев».
II Как действовать?
1. Определите, в чем проблема, решению которой вы хотите помочь. Скорее всего, вы знакомы с проблемой поверхностно, если только не работаете в этой области. Почитайте статьи, познакомьтесь с фондами. Многочисленные инициативы «отвезти сиротам конфет» возникают не со зла, а из-за незнания. Возможно, именно ваш уникальный опыт поможет найти новое решение.
2. Что интересно гостям? Изучите тех, кого собираетесь позвать, — что они смотрят, читают, что ценят и куда ходят? В конце концов, именно им должно быть интересно на вашем празднике, и только если они придут, вы поможете решению социальной проблемы, ради чего все и затевали.
3. Какова «бизнес-модель»? Иными словами: что будут делать гости, как это способствует решению проблемы, и кто за все это может заплатить. Подробнее о последнем пункте: возможно, ваш праздник будет интересен компаниям, для которых ваши гости — целевая аудитория. Возможно, выбранная вами тема — приоритет для грантодателей или государства. Возможно, само сообщество так давно мечтает о чем-то подобном, что с радостью заплатит за билеты (или даже вы сможете собрать денег на краудфандинговой платформе).
4. Содержание. Вам уже понятно, что на танцевальном, например, празднике, 2 тыс. гостей учатся танцевать и примеряют платья. Настало время продумать детали: что именно танцуют? На какой площадке? А есть ли ведущий? А какие платья? Так как вы, скорее всего, не эксперт во всех областях, ищите партнеров, которые разбираются в теме и уже имеют похожий опыт.
5. Комфорт, качество, красота. Пережить дождь, холод и отсутствие еды смогут только самые преданные фанаты. Если вы приглашаете более широкую аудиторию, уделите не меньше внимания комфорту, чем программе. Начиная с базовых потребностей (тепло, свет, туалеты, доступность еды, парковка) до «красивого фона» для фотографий — пусть люди с радостью показывают их своим знакомым. Чем шире ваша аудитория и чем более благотворительное у вас мероприятие, тем красивее должна быть картинка. Социально-полезный и «скучный, некрасивый» — не синонимы. Если ваш формат предусматривает активное участие гостей, то красота частично заменяется драйвом организаторов, но это уже другая история.
6. Команда. Начинать всегда непросто и страшно. Для первого раза нужны два человека, влюбленные в идею, которые не отступят перед трудностями. Почему два? Пока хандрит один, другой берет на себя ответственность. Если основных организаторов больше двух, всегда есть искушение скинуть работу на других «их много, точно кто-то сделает». Кроме того, если праздник не только про развлечение, но и про «спасение мира», все члены команды должны иметь общие ценности.
7. Ресурсы. Вы точно потратите больше, чем планировали. Вам точно не дадут денег все те, на кого вы рассчитывали. Признайтесь себе, сколько вы готовы вложить из своего кармана. И оптимистичное — многих трат можно избежать, если найти партнеров, влюбленных в вашу идею. Собирать оборудование и программу «с миру по нитке» — непросто, но это может сократить расходы и, что еще важнее, создать сообщество единомышленников.
8. В первый раз сделайте свой праздник, что бы ни случилось. Даже если в мечтах был Олимпийский, а в реальности — районный ДК. Самый маленький опыт лучше, чем его отсутствие. И дальше будет проще.
9. Создавайте сообщество. Возвращаемся к первому пункту — вы все это затеяли, чтобы решить какую-то проблему. За один «полезный праздник» это сделать невозможно, но в процессе подготовки и проведения вы встретите множество небезразличных людей, которые смогу стать движущей силой изменений. Держите их в курсе, знакомьте между собой, встречайтесь на других мероприятиях.
III Возможные риски
1. Команда. У людей меняются приоритеты, они находят другую работу, налаживают личную жизнь и уезжают в Таиланд. Чем шире ваше сообщество, тем проще найти замену. Чем больше задачи человека привязаны к его интересам, тем больше шансов, что он найдет время и перенесет поездку.
2. «Трудности перевода». Чем больше участников из разных областей вы собираете на мероприятии, тем выше вероятность недопониманий между ними, так как у каждого свои ожидания, привычки и даже лексикон. Конфликты могут возникнуть из ничего. Двадцать экологов быстрее договорятся, чем три человека, если один из них — из бизнеса, другой — из фонда, а третий — из районной управы. На этапе планирования важно, чтобы кто-то из организаторов поработал «переводчиком» и медиатором.
3. «Незнакомая территория». Если вы еще ни разу не работали на площадке подобной той, что выбрали, обязательно найдите опытного человека и проговорите с ним все, что собираетесь делать. То, что хорошо смотрится в небольшом зале, может потеряться в помещении завода. А провести электричество на открытую площадку — совсем не то же, что сделать это в зале.
IV Успешные примеры
1. Душевный Bazar: https://www.d-bazar.ru/2011/, https://www.facebook.com/dbazar.ru
2. Интеграция «социальной» составляющей в мероприятие — «Зеленая неделя» в парке Горького: https://www.facebook.com/zelenayanedelya
3. Есть площадки для благотворительных фондов на «Пикнике Афиши» и фестивале Seasons, но сами мероприятия не решают социальные проблемы напрямую, да и благотворительная часть концептуально не встроена.
V Полезные ссылки
1. Почитать о благотворительных проектах, организациях и тенденциях в секторе: https://philanthropy.ru/
2. Множество мероприятий — массовых и не очень, на которые можно ходить и учиться, как надо и как не надо делать, рассматривать разные сообщества: https://theoryandpractice.ru/
3. Искать волонтерские вакансии, чтобы познакомиться с разными организациями поближе: https://volonter.ru/
4. Вдохновляться идеями об изменении мира: https://www.ted.com/
Автор инструкции:
Анастасия Гулявина, руководитель фестиваля «Душевный Bazar», куратор социальных программ «Зеленой недели» в парке Горького
В видеоролике использованы фотографии Александра Калашникова.