Многострадальный закон о техосмотре будет принят сегодня Госдумой в третьем и окончательном чтении. Второе он прошел вчера, не дотянув всего пары недель до годовщины со дня первого чтения. При этом ко второму чтению документ подвергся основательной правке, что вызвало негодование парламентской оппозиции.
Главная претензия представителей ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» — механизм внесения поправок. Их ко второму чтению было 47, из них одна, написанная главой комитета ГД по транспорту Сергеем Шишкаревым со товарищи, содержала в себе фактически новый текст законопроекта. К принятию была предложена только она, остальные 46 — на отклонение. По словам Шишкарева, такая схема была выбрана, чтобы оформить поправки максимально компактно.
По предлагаемому варианту законопроекта техосмотр будет передан частным операторам, аккредитацией которых займется Российский союз автостраховщиков (РСА). Выдачу полиса ОСАГО увяжут с выдачей талона техосмотра. Новые автомобили до трех лет проходить ГТО не будут, машины возрастом от трех до семи лет будут проходить его раз в два года, а старше семи лет — ежегодно. Для общественного транспорта более строгие правила: автобусы и маршрутки подлежат ТО раз в полгода. Отдельная новация — предусмотрена ответственность для оператора техосмотра в случае, если получившая талон автомашина впоследствии попала в ДТП из-за технической неисправности. Хотя привычное слово «талон» скоро исчезнет из лексикона — ламинированная карточка превратится в электронную.
Сергей Шишкарев, ссылаясь на данные опросов, заявил, что сейчас 63% автовладельцев не проходят осмотр, а просто покупают талончик. Объем этого «рынка» составляет, по словам парламентария, 1,5 млрд долл. Шишкарев признает, что новые правила фактически выведут взятки из тени — автомобилисты все равно будут платить, но не коррупционерам, а бизнесу. По его словам, сейчас стоимость «серого» техосмотра в Москве приближается к 6–7 тыс. руб., тогда как после принятия закона Федеральная служба по тарифам будет устанавливать для всей страны предельно допустимую планку на уровне 2–3 тыс. руб. Представитель Минэкономразвития уточнил эту цифру — «чуть более 2 тыс., а потом она будет снижаться за счет конкуренции».
Депутаты, однако, этому не поверили. Сергей Решульский (КПРФ) заявил, что это будет существенным повышением цены для тех 37% граждан, которые все-таки проходили техосмотр «по-честному». «Мы просто меняем кассира, — возмутился Максим Рохмистров (ЛДПР). — Вводится не только плата за техосмотр, но и плата за право продавать талоны техосмотра. Предлагаю направить закон на антикоррупционную экспертизу».
Думское большинство не вняло этому и проголосовало за принятие закона во втором чтении. Третье состоится сегодня, а 22 июня законопроект поступит на утверждение в Совет Федерации. «Мы хотим не подвести президента: он обещал вступление в силу законопроекта с 1 июля, так что у него будет неделя посмотреть, как мы поработали, и поставить свою подпись», — пояснил Шишкарев «МН».
Строго говоря, с 1 июля в действие вступит лишь ряд положений закона, а в полную силу он заработает с 1 января 2012 года. После этого в течение двух лет предусмотрен «переходный период», когда автовладельцы смогут выбирать, где им проходить ТО — в МВД или у независимых операторов.
Хотя концептуально скорректированный с учетом позиции президента закон «О техосмотре» удовлетворяет интересы большинства россиян, в частностях документ все еще нельзя назвать идеальным, считает лидер Федерации автолюбителей России (ФАР) Сергей Канаев. «Исключение из процедуры прохождения ГТО представителей ГИБДД и введение годового моратория на техосмотр — правильные инициативы. Но в законопроекте не отражен принципиальный момент: выдача талона ОСАГО со стороны страховщиков должна проходить в обязательном порядке — страховые компании не должны иметь право отказывать людям», — заявил в беседе с корреспондентом «МН» Канаев. Также, по словам лидера ФАР, автолюбители должны иметь право добровольно выбирать, когда им проходить ГТО. «Сейчас в законе добровольный порядок прохождения техосмотра не прописан», — отметил Канаев.
В РСА, который будет отвечать за выдачу аккредитаций пунктам ГТО и контроль за их деятельностью, подтвердили: по закону автолюбитель сможет получить талон ОСАГО только после того, как пройдет техосмотр. «Законопроект однозначно говорит о том, что заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств возможно только при предъявлении талона ТО», — заявили «МН» в пресс-службе РСА.
Владельцам же пунктов ГТО затеянная властями реформа не сулит ничего хорошего. Введенный правительством годичный мораторий на прохождение технического осмотра поставил их бизнес на грань разорения, посетовал в беседе с корреспондентом «МН» исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств (НАПТО) Борис Ласкин. «Многие до объявления моратория взяли оборудование в лизинг и теперь не знают, что делать», — констатировал Ласкин. Он убежден, что власти, решая проблему пробок в системе техосмотра, могли бы обойтись увеличением количества пунктов ГТО. «Постановление правительства №880 «О порядке проведения государственного технического осмотра» от 1998 года устанавливало, что на 10 тыс. машин в России должен быть один пункт ГТО. Но государство не выполнило свои обязательства в этой части. В итоге образовывались километровые очереди, которые провоцировали рост недовольства в обществе. При этом очереди были только в Москве, в регионах в основном все было нормально», — утверждает Борис Ласкин, считающий также, что для борьбы с очередями можно было бы частично сократить количество проверяемых параметров технического состояния автомобиля.
Госдума прошла техосмотр
Сегодня резонансный законопроект будет окончательно принят нижней палатой
Наверх