Социальная ответственность российских бизнесменов перед родным государством и его историей достигла поистине космических высот. Бывший генеральный директор ОАО «Связьинвест» Евгений Юрченко преподнес щедрый подарок соотечественникам в День космонавтики. 12 апреля его представители выкупили на аукционе Sotheby's точную копию спускаемого аппарата «Восток», на котором полвека назад летал Юрий Гагарин. Понятно, что довольно распространенная для аукционных торгов анонимность в данном случае покупателю была не к чему – сообщения о покупке Юрченко появились немедленно, причем, в них особо подчеркивалось, что потраченные 2,89 млн долларов (2,5 млн собственно цена лота плюс комиссия Sotheby's и накладные расходы) – это личные средства одного из самых известных топ-менеджеров российского телекома.
Информацию о сделке распространил инвестиционный фонд имени А.Попова, который в январе был учрежден Юрченко вместе со своим бывшим заместителем в «Связьинвесте» Виктором Савченко и экс-главой «Ростелекома» Антоном Колпаковым, для инвестиций на профильном для них телекоммуникационном рынке. Но пока фонд находится в стадии становления, и даже не запустил свой сайт, бизнесмен занимается инвестициями в историю. В капсуле «Восток 3KA-2» в марте 1961-го в ходе последних летных испытаний находился манекен, но это ненамного умаляет ценность этой железной сферы как экспоната – любой музей обзавидуется. Собственно для этих целей – публичного обозрения - Юрченко и покупал этот спускаемый аппарат, оказавшийся к тому же единственным «Востоком» за пределами России. «Надеюсь, что спускаемый аппарат корабля «Восток» займет достойное место в экспозициях отечественных музеев, посвященных становлению российской космонавтики», - приводят слова бизнесмена информагентства.
В общем, круче только яйца Карла Фаберже, которые в 2004-м в составе так называемой коллекции Форбса купил на том же Sotheby's, только с большей помпой, вырвав лот до начала торгов за более чем 90 млн. долларов, Виктор Вексельберг. Потом его фонд «Связь времен» выставлял эти уникальные изделия легендарного ювелирного дома в Патриаршем дворце Московского Кремля, и в нескольких крупных российских городах.
Но разница между приобретением Вексельберга и покупкой Юрченко не только в цене. Появление в России ювелирной коллекции, казавшейся навсегда потерянной для страны после большевистского переворота, можно рассматривать как своего рода шаг к гражданскому примирению, как предложение перевернуть не самые чистые страницы нашей истории. Возвращение капсулы «Восток 3KA-2» - как готовность объявить «амнистию» тем, кто в смуте начала 90-х пытался на этой истории заработать.
Детали монетизации королевской и гагаринской славы, перевода в свободно конвертируемую валюту инженерного наследия советской космической отрасли до сих пор известны лишь узкому кругу посвященных. Когда в 1993-м Sotheby's проводил свой первый «русский» аукцион с большим количеством космических лотов из нашей страны, вчерашние жители СССР были шокированы: как вырвались через заборы, КПП, «колючку» и границу настоящие скафандры, перчатки, шлемы, рапорты космонавтов и дневники «секретных» конструкторов? Потом в ход пошли и целые корабли – те же многострадальные «Бураны», забытый на Луне «Луноход-2». Все прошедшие с тех пор без малого два десятилетия, в течение которых в зарубежных музеях всплывали все новые и новые космические экспонаты, основным объяснением для возмущенных соотечественников был тезис о том, что бывшие «почтовые ящики», ставшие ОАО и ФГУПами, вынуждены торговать историей в розницу, чтобы обеспечить свое выживание в условиях хронического бюджетного недофинансирования. Точнее, это только подразумевалось – поскольку в лоб чиновников и руководителей космических фирм никто особо и не спрашивал.
Сегодня, когда событием становится возвращение каждого из проданных раритетов на родину, вполне обоснованно хочется спросить: а стоило ли выживать именно так? И ради чего? Ну, допустим, НПП «Звезда», из которого за океан «уплывали» скафандры и детали экипировки орбитальных экипажей, и по сей день производит индивидуальные системы жизнеобеспечения летчиков и космонавтов. То есть, хотя бы работает по профилю. И это успешный пример. О деятельности же растворившегося в недрах «Ростехнологий» НПО «Молния», создававшего, а затем и продавшего советский ответ шаттлам, корабль многоразового использования «Буран», весьма красноречиво говорит его сайт. Судя по имеющейся там информации, основной услугой предприятия является сдача помещений в аренду. Охраняемая территория, канализация и вывоз мусора арендаторам гарантируется.