1986
Спекуляция на трагедии
Сообщения о гибели судов всегда воспринимаются с болью. На этот раз беда подстерегла советский пассажирский теплоход «Михаил Лермонтов». Трагедия случилась у берегов Новой Зеландии… Катастрофа произошла по вине лоцмана Джемисона, решившего провести советский теплоход через пролив, который был непроходим для судов такого класса. Это подтверждено официальной комиссией Министерства транспорта Новой Зеландии. Но английская «Таймс» решила дать свое толкование катастрофы.
— Я знаком с публикацией «Таймс», — говорит заместитель начальника Балтийского морского пароходства Геннадий Чистов. — Газета пытается внушить читателям мысль, что советские суда ненадежны и даже опасны для путешествий…
Автоном Непомнящий
«МН» №13 от 30 марта
2011
Не будем вдаваться в подробности толкования катастрофы газетой «Таймс». Честное слово, спор шел о частностях — состоянии шлюпок, исправности сигнальных лампочек на спасжилетах… «Таймс» выставляла перечень претензий, «Московские новости» доказывали — вранье. Обычный шлейф скандала, возникающего после любого крупного ЧП.
Но ЧП действительно было из ряда вон выходящее: 16 февраля 1986 года у берегов Новой Зеландии затонул советский теплоход «Михаил Лермонтов». Пять красавцев-лайнеров моряки звали «писательской серией»: «Александр Пушкин», «Тарас Шевченко», «Иван Франко», «Шота Руставели» и «Михаил Лермонтов». Последний был построен в 1972-м в ГДР, принадлежал Балтийскому морскому пароходству, в середине 1980-х его зафрахтовала английская фирма для европейских и кругосветных круизов. Валюту стране зарабатывал. В последний рейс ушел из Сиднея. Маршрут лежал вокруг Новой Зеландии. На борту — 408 пассажиров: австралийцы, американцы, немцы, один новозеландец. В основном путешествующие пенсионеры.
Все источники подтверждают: в аварии виноват лоцман Дон Джемисон. Но суды тянулись до 1993 года, потому что началась казуистика: да, лоцман посадил судно на камни, но затонуть оно могло и по вине советской стороны, а лоцман вообще не несет ответственности за судно, решения все равно за капитаном. Кроме того, выяснилось, что лайнер не был застрахован (решили сэкономить). В итоге новозеландцы выплатили нам компенсацию, однако гораздо меньшую, чем можно было получить.
Во время аварии экипаж спас всех пассажиров. Погиб один человек — инженер рефрижераторных установок Павел Заглядимов. Советский суд признал виновным в катастрофе старпома Степанищева, который нес в тот вечер вахту: четыре года с отсрочкой приговора. Хотя, похоже, просто искали крайнего. Именно на это обратил наше внимание Михаил Войтенко, редактор «Морского бюллетеня», которого «МН» попросили прокомментировать давнее событие. «Чисто советская, казалось бы, традиция — при любом происшествии обязательно искать того, на кого персонально можно свалить всю вину, — после истории с «Лермонтовым» начала приживаться и на Западе. Логика формальная: свести дело к юридической ответственности конкретного человека. А море есть море, там все гораздо сложнее… Я не уверен, что юристы разобрались тогда во всех причинах катастрофы лучше самих моряков», — говорит он. «Лермонтов» до сих пор лежит на 33-метровой глубине. Дайверы обожают ловить адреналин, погружаясь в его трюмы и обследуя каюты. «Этот корабль, заметил Войтенко, — до сих пор один из самых популярных объектов у дайверов. Дело рисковое, три человека уже погибли. Но число охотников пощекотать нервы не уменьшается».