20439
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22766
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12068
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3805
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8098
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6704
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4039
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2975
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12051
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9501
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7489
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7921
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5295
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4049
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3144
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3069
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4017
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2863
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2879
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4384
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2308
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4358
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4345
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2860
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2921
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3353
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3126
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2969
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3173
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5573
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4065
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3703
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3128
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

У меня для вас печатные новости

Через год после выхода iPad стало окончательно понятно, что он не способен изменить мир. Он не способен изменить даже рынок печатных СМИ

У меня катастрофически плохая память на события. Я едва помню, чем занимался вчера. Я не могу рассказать, с кем разговаривал по телефону, на каких встречах присутствовал и где ужинал. Но я хорошо помню, что делал 3 апреля 2010 года — причем настолько хорошо, что даже могу процитировать отправленные за тот день sms. Они были адресованы приятелю, который находился в Нью-Йорке. Первое звучало так: «Привет, ну что, купил?». Второе так: «Ну как?», третье — «Ну?!?!». 3 апреля в США стартовали продажи iPad.

Этот планшетный компьютер ждали с тем же трепетом, что и возвращения Гагарина из космоса. Люди занимали места у дверей магазинов за сутки. Очереди растянулись на кварталы. Телеканалы вели прямые трансляции.

В первый же день было продано более 300 тыс. штук. За месяц — более миллиона. Apple пришлось отложить старт европейских продаж, настолько высок был спрос в США. Общий тон прессы был восторженный. Стивен Джобс во второй раз появился на обложке Time — материал готовил британский комик, писатель и философ Стивен Фрай, который написал буквально следующее: «Единственный способ лишить меня моего iPad — это вырвать его из моих оцепенелых мертвых рук».

Довольно неловко ставить себя в один ряд со Стивеном Фраем, но я тоже писал восторженные колонки и читал лекции, пытаясь доказать, что iPad изменит все. Ну или не все, а хотя бы печатные издания. Я утверждал, что в течение двух — ну максимум, трех — лет книги постигнет судьба виниловых пластинок, и из вещей ежедневного употребления они превратятся в предмет интереса коллекционеров. Я, конечно, утрировал, но общий вектор был именно такой. Я был влюблен в iPad.

Спустя год я к нему охладел — как охладевают к девушке, которая прекрасна, пока ходишь с ней на свидания, но превращается в странноватую бабу, стоит вам начать жить вместе. iPad не изменил мир. Не повлиял на образовательные стандарты. Он не сделал жизнь лучше. Он не изменил ничего. Ну, разве что внес некоторое разно­образие в жизнь Государственной думы РФ — теперь депутаты вместо того, чтобы тихо дремать, подперев кулаками физиономии, раскладывают на айпадах пасьянсы. iPad не повлиял даже на рынок печатных СМИ  — ту область, которая, казалось бы, должна была перевернуться с ног на голову.

Да-да, все — от самого захудалого блога до журнала Wired — утверждали: iPad сделает с печатными СМИ ­примерно то же самое, что iPod сделал с музыкальной индустрией. Логика продаж должна была кардинально измениться. Система дистрибуции должна была перейти в сеть. Аудитория должна была отказаться от печатных носителей и улечься на диваны с айпадами.

Представители медиабизнеса, в общем, не возражали. Для них iPad был тем, что в англоязычной традиции называется win-win situation. Утомленные высокими ценами на печать и логистику, а также бурным развитием Интернета, отбирающего у них то, чем они всегда гордились — оперативность и эксклюзивность информации, — они давно ждали устройства, которое позволяло бы быстро и удобно доставлять контент потребителю. Более того, журнальные материалы на iPad должны были получить второе рождение. В них можно было вставлять видео, аудио, ссылки и бог знает что еще. Скажем, демонстрационный ролик iPad-версии журнала Sports Illustrated вызывал восхищение. В текст вплетались видеоролики. Разворот с фотографией ревущих трибун сопровождался звуком, натурально, ревущих трибун.

Казалось бы, кто станет читать бумажный журнал? Казалось бы, все сходится.

Но не сошлось. Количество скачиваний iPad-журналов несопоставимо с печатными тиражами. Оно несопоставимо даже с десятой частью печатных тиражей. Единственный удачный пример — тот же Wired, который за первые сутки разошелся тиражом 24 тыс. экземпляров. Всего же первый номер купило более 100 тыс. человек. Однако это, скорее, исключение. Но почему?

На мой взгляд, дело в следующем. iPad — настолько новая штука, что практически никто, кроме депутатов ГД РФ, не понимает, что с ней делать. Постоянно возникают вопросы, которых никто не мог предусмотреть. И самый главный из них — какой тип контента удобнее потреблять с айпада? Или даже не так. Насколько читатель может быть вовлечен в контент?

Это очень интересный вопрос. Чтение с помощью iPad обладает своей спецификой. Для того, чтобы ее объяснить, необходимо вспомнить об одном опыте, который в начале 2000-х проводили американские ученые. Опыт крайне простой. 20 человек разделили на две равные группы. Каждой из них предложили прочитать один и тот же текст с электронного носителя. В одном из текстов некоторые слова представляли собой гиперссылки, а в другом их не было. Затем с участниками эксперимента провели беседу, чтобы выяснить, насколько хорошо они вникли в прочитанное. Выяснилось, что участники группы, читавшие «чистый» текст, запомнили его гораздо лучше, чем те, кто продирался сквозь гиперссылки. Дело в том, что гиперссылка является для мозга примерно тем же, чем лежачий полицейский — для автомобиля. Наткнувшись на нее, мозг вынужденно отвлекается — хотя бы для того, чтобы провести простейшую операцию: решить, нужно ли на нее кликать или нет. Проникновение в текст автоматически снижается.

С чтением журналов на iPad — то же самое. Только вместо гипер­ссылок — возможность в любой момент выйти в фейсбук. Ну сами представьте, насколько вы способны сосредоточиться на большой статье из журнала «Сноб», если у вас есть возможность в любой момент переключиться на фейсбук? Или на Angry Birds? Или на пасьянс? Позвольте я отвечу за вас: вы способны сосредоточиться на ней гораздо хуже, чем если бы читали печатную версию. Просто потому, что от печатной версии вы никуда не денетесь. В iPad же вам всегда будет казаться, что есть что-то поинтереснее того, чем вы занимаетесь в данный момент. Отсюда необходимость в совершенно новом типе контента. В контенте, подразумевающем большую вовлеченность читателя и не отпускающем его на фейсбук. А еще лучше в контенте, переплетенном с фейсбуком. И вот здесь начинается самое интересное.

Чтобы читатель скачал iPad-версию журнала или газеты, сотрудники редакций должны начать думать совсем по-другому. Они должны изменить свое двухмерное сознание, в котором хороший материал складывается из двух составляющих: текста и картинки. Хороший материал — во всяком случае на iPad — это баланс всех существующих форм информации. Текст. Картинка. Видео. Звук. И самое главное: наличие внутри приложения среды, которая позволяет не только прочитать материал, но и отреагировать на него — отправить в фейсбук, оставить комментарий, переслать другу. К сожалению, ни одного подобного примера пока не существует. Единственный намек — это iPad-журнал Project, в котором есть возможность переключиться на онлайн-поток новостей.

Для того, чтобы iPad действительно стал стандартом, а не просто забавной игрушкой, нужно создавать инфраструктуру  — выпускать универсальные программы верстки, снижать цены на iPad-версии, собирать новые редакции. Нужно в конце концов осмыслить, что такое iPad и какой редакционный контент с него удобнее потреблять. А пока никакой революции не случилось. Потому что iPad — это не революция. Это эволюция.