Жизнь в Москве становится все больше похожей на Европу. Но мало кто из нас задумывается об ответственном потреблении — о том, как, живя своей повседневной жизнью, не разрушать окружающую среду. Каждый из нас может сделать для экологии, не меняя привычного образа жизни.
Самое известное словосочетание для ответственного западного потребителя - это Fairtrade (честная торговля). Живя в ХХI веке, сложно представить себе, что где-то в Африке до сих пор используется рабский труд, что бананы, которые ты покупаешь ребенку, по 12 часов в день на жаре собирают его ровесники.
Fairtrade — это общественная организация, гарантирующая, что товары из третьих стран (в основном чай, кофе, шоколад и фрукты) были произведены без использования рабского труда, а фермеры, вырастившие их в далекой африканской стране, получили достойное вознаграждение за свой труд. Кроме того, это гарантия, что при производстве товаров не был нанесен вред окружающей среде.
Это движение в Европе начинали энтузиасты. Первый магазин волонтеры открыли в 1969 году в Голландии, и он был настолько успешен, что через пару лет десятки магазинов открылись по всему миру. Люди покупали там товары, даже несмотря на то что они были дороже обычных, и при этом у магазинов была узкая специализация.
В последние десять лет произошел настоящий бум «справедливых» товаров. Самый большой прирост был в 2007-м, когда объем продаж вырос почти в два раза, до 2,3 млрд евро. Потом таких впечатляющих результатов уже не было, тем не менее продажи растут каждый год. Теперь в любом крупном европейском или американском супермаркете есть отделы, торгующие товарами с лейблом Fairtrade. Например, вот таким кофе.
Другое дело Россия. В Москве нет ни специализированных магазинов, ни отделов, ни самой идеи платить за «правильные вещи». Лишь в очень дорогих супермаркетах, таких как «Азбука вкуса», мне удалось найти пару банок кофе, помеченных лейблом Fairtrade. Но это явно не сознательная политика магазина, а просто экспортный товар из Англии. У самой организации нет даже русскоязычного сайта. Самый «близкий» — это эстонский сайт Fairtrade, где есть раздел на русском языке.
Большее распространение в России получил другой экологический знак — Organic cotton. Органический хлопок в отличие от обычного производится без использования химических удобрений. Это огромный вклад в защиту экологии. На удобрение и защиту хлопка от насекомых-вредителей в мире тратится примерно 20% пестицидов и 22% инсектицидов.
Не менее важно это и для защиты людей. Во многих странах хлопок все еще собирается вручную. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в развивающихся странах каждый год происходит около 20 тыс. смертельных случаев отравления пестицидами.
При выборе товаров из органического хлопка российское отношение к экологии особенно заметно. Эти товары позиционируются как полезные для человека, а не как защищающие экологию.
Впрочем, даже в такой ситуации каждый из нас все же может внести вклад в защиту окружающей среды. Самый простой и очевидный способ - не покупать лишнего. Выкидывая несъеденную еду, вы вредите экологии дважды. Вначале дополнительные выбросы в атмосферу идут для того, чтобы эту еду вырастить, собрать, привезти в супермаркет и там хранить, а потом — чтобы вывезти ее на помойку и сжечь. Поэтому, просто покупая только то, что вам действительно нужно, и в нужных вам количествах, вы помогаете окружающей среде.
Другой очевидный, но почему-то малопопулярный способ — это экономить воду. Тут, правда, большую пользу оказали новые тарифы на потребление воды. Но привычка выключать воду, пока чистишь зубы или оттираешь кастрюли, в России пока не распространена.
Иногда, впрочем, новая западная мода оказывается хорошо забытой старой. Все голливудские звезды ходят по магазинам с авоськами, как советские домохозяйки. Один пластиковый пакет разлагается 50 лет, а мы покупаем их тысячами. Если каждый человек примет для себя решение не покупать их, это будет огромной пользой для экологии.
Ответственное потребление
Жизнь в Москве становится все больше похожей на Европу
Наверх