Президент Дмитрий Медведев обратился к Федеральному Собранию с четвертым и последним в этой должности посланием: три месяца назад было объявлено, что на второй президентский срок он не идет. Тем не менее его предложения прозвучали как радикальная политическая программа. Медведев оставил за наблюдателями право решать, в какой мере это было давно продуманной заготовкой, в какой — реакцией на массовые выступления после думских выборов и в какой — реальной программой нового срока Владимира Путина.
«Я вчера вообще не ужинал. Послание готовил», — написал год назад в своем твиттере Дмитрий Медведев буквально за час до начала представления ежегодного послания Федеральному Собранию. Вчера, собираясь выступить перед представителями обеих палат парламента, президент сообщений в микроблоге не оставлял, но и без этого было ясно, что его речь редактировалась до последнего момента.
Самого послания ждали еще в конце ноября, но, как рассказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, президент не счел целесообразным выступать перед депутатами, часть из которых в новом составе Госдумы работать не будет. Поэтому оглашение послания решили перенести на послевыборный период. Который ознаменовался многотысячными протестными митингами с требованием в том числе пересмотреть результаты выборов.
Именно с этого и начал свою речь Медведев: «По итогам парламентских выборов в России были сделаны всевозможные заявления как в России, так и за рубежом. Кто-то доволен их результатами, кто-то не вполне, кто-то совсем недоволен. Так было и после предыдущих выборов, так бывает всегда». После этого президент заявил, что власть «внимательно и с уважением» воспринимает критику и делает выводы, «если эта критика справедлива». Всего неделю назад в Брюсселе Медведев отверг просьбу прокомментировать резолюцию Европарламента, призывавшую провести в России новые выборы. «Для меня они (заявления Европарламента. — «МН») ничего не значат», — отрезал тогда президент.
Вчера тональность, да и смысл его выступления были иными. Отметив, что граждане имеют право «выражать свое мнение всеми законными способами», Медведев пообещал не допустить превращения мирных протестов в опасные авантюры. «России нужна демократия, а не хаос», — сказал он, перефразируя Петра Столыпина. При этом активное высказывание своей позиции и предъявление законных требований к власти — «признак взросления нашей демократии», уверен он.
Прокомментировав таким образом акции протеста, возобновление которых ожидается 24 декабря, Медведев подвел итоги своего президентства. Начал он с трудностей, с которыми столкнулся в течение первого полугода после инаугурации: сначала война с Грузией, а затем мировой финансовый кризис. Тем не менее Россия смогла выйти из этих напастей с незначительными потерями и сейчас является шестой экономикой мира, а инфляция не превышает 7%. Многие социальные проблемы были решены: не осталось граждан, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, продолжительность жизни населения увеличилась, за четыре года родилось более 6 млн детей. Началась модернизация экономики, создан центр «Сколково». Была проведена судебная реформа и антикоррупционная кампания, а также реформированы МВД и армия. Во внешней политике к успехам Медведев отнес вступление России в ВТО, заключение с Соединенными Штатами договора о СНВ и «прорывные результаты» в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Упомянул президент и модернизацию политической системы, например, снижение порога прохождения в Думу и предоставление гарантий партиям на равный доступ к СМИ. Но тут выяснилось, что реформы прошедших четырех лет только цветочки по сравнению с тем, что Медведев намерен сделать в самое ближайшее время. «Я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимаю их. Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни», — многообещающе начал он. И заявил, что считает необходимым «перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов».
Как рассказал помощник президента Аркадий Дворкович, соответствующий законопроект дорабатывается и пока рано говорить о том, насколько «прямыми» будут выборы. В то же время Дворкович сообщил, что в Госдуму законопроект попадет уже в ближайшие дни. Правда, принять его до Нового года депутаты все равно не успеют — следующее заседание парламента предварительно назначено на 13 января. Тем не менее спикер Госдумы Сергей Нарышкин заверил, что закон может заработать уже в 2012 году.
Первым новую схему выборов губернаторов озвучил Владимир Путин во время телевизионной прямой линии 15 декабря.
Премьер заявил, что готов подумать над схемой, в которой все партии, прошедшие в региональные заксобрания, предлагали бы президенту кандидатуры губернаторов, президент осуществлял бы функцию фильтра — «чтобы отсекать приход во власть людей, которые будут опираться на какие-то полукриминальные или, не дай бог, сепаратистские силы, в том числе и в национальных республиках», — а затем несколько одобренных кандидатов, по одному от партии, выходили бы на выборы. Скорее всего в таком виде и вернутся выборы губернаторов. Кто именно пойдет на выборы, решит президент, кандидаты будут представителями парламентских партий, о возвращении графы «против всех» речь пока не идет.
Разговоры о восстановлении губернаторских выборов, отмененных в 2004 году в качестве меры противодействия терроризму, начались сразу же после избрания Медведева президентом. Но сам он еще полгода назад во время своей большой пресс-конференции заявил, что губернаторские выборы могут быть восстановлены в России через 10–15 лет. Он напомнил тогда, что сам был одним из авторов законопроекта об отмене губернаторских выборов в 2004-м, работая в администрации президента. На упомянутой пресс-конференции Медведев объяснил, что с тех пор его видение этого вопроса поменялось, но для немедленного возвращения прямой выборности губернаторов он все же еще не видел предпосылок.
Предложение о возвращении выборов глав регионов оказалось не единственной политической инициативой Медведева. Правда, большая часть остальных станет актуальной только на очередных больших федеральных выборах в 2016 году.
Медведев предложил ввести упрощенный порядок регистрации политических партий (по заявке от 500 человек, представляющих не менее половины регионов России). Пока неясно, будет ли введен уведомительный порядок регистрации партий. Но сейчас для регистрации необходимо 45 тыс. членов, а 500 человек — это минимальная численность одного регионального отделения. Соответственно, порог регистрации сразу снижается в несколько раз, и число зарегистрированных партий, до сих пор неуклонно сокращавшееся, снова начнет расти. Хотя до сих пор Кремль не раз давал понять, что стремится в будущем достичь двухпартийной модели, появление новых зарегистрированных партий должно разнообразить политический ландшафт.
Отменят сбор подписей для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные собрания. Для самовыдвиженцев на выборах президента сократят с 2 млн до 300 тыс. количество необходимых подписей сторонников, а для кандидатов от непарламентских партий — и вовсе до 100 тысяч.
Еще одним радикальным предложением стала идея возврата к одномандатным округам на выборах в Госдуму. «Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам (это половина депутатского корпуса. — «МН»). Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте», — сказал Медведев.
Вероятнее всего, половина Думы, как и до 2007 года, будет выбираться по одномандатным округам, но выдвигаться там смогут только партийные кандидаты. Правда, и до 2007 года одномандатники оказывались партийными: на выборах 2003 года именно они помогли «Единой России» добиться доминирования в Думе. Одномандатники также помогли партии власти на региональных выборах сохранить большинство в заксобраниях. Наоборот, на региональных выборах 4 декабря в Санкт-Петербурге и Амурской области, куда выбирают исключительно по партийным спискам, ЕР утратила «контрольный пакет» голосов. Однако теперь трудно судить, поможет ли возврат одномандатных округов «Единой России» на будущих выборах.
Медведев также пообещал внести в Думу «пакет законопроектов о децентрализации». Расширение полномочий регионов было одной из главных тем встреч президента и его сторонников в период думской кампании. Причем основные дискуссии велись о том, как помочь регионам финансировать их новые функции. Вчера президент сообщил, что источники доходов региональных бюджетов будут «значительно расширены», что подразумевает решительное изменение налогового и бюджетного законодательства, и могут составить до 1 трлн руб. Постепенно будут отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам. Регионы и муниципалитеты получат «более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами», поступающими с федерального уровня. И это даст губернаторам основание ставить вопросы передачи значительного числа полномочий с федерального на региональный уровень. При этом часть полномочий может быть дополнительно передана всем регионам просто «в силу федерального закона, прежде всего тех, которые прямо влияют на инвестиционный климат и социально-экономическое развитие территорий». Дворкович на брифинге для журналистов пояснил, что уже в 2013 году регионы могут получить дополнительно 100–200 млрд руб. Впрочем, весь процесс перераспределения финансовых полномочий между разными уровнями власти может занять «весь политический цикл — шесть лет».
Завершая список радикальных инициатив и масштабных планов, Медведев предложил «в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения». Создано оно, возможно, будет на базе одного из существующих федеральных каналов. «В этом случае ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец. Уверен, что такое общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и соответственно более интересной», — сказал президент.
Завкафедрой телевидения и радиовещания журфака МГУ Анна Качкаева считает эту инициативу очень важной, однако полагает, что ее реализация станет «очень непростой историей». «Нужно будет менять всю модель. И весь вопрос не в способе финансирования, а в том, кто войдет в тот самый общественный наблюдательный совет, который и является всегда прокладкой между деньгами и редакционной политикой. Вопрос в том, кто его будет формировать, как будет назначаться менеджмент компании, кто за это телевидение будет платить», — сказала эксперт. По ее словам, важно, «чтобы национальный эфир был предоставлен людям как общественное благо, значит, с учетом всех возможных точек зрения и политического плюрализма — это одна из главных характеристик общественного телевидения».
«Демократия, а не хаос»
Медведев развернул панораму политических реформ в России
Наверх