Сергей Лавров служит министром иностранных дел России восемь лет, столько на этом посту в нашей стране не задерживался никто со времен Андрея Громыко, но тот вне конкуренции. Все коллеги из других стран, в том числе и те, кто резко критически оценивает содержание российской внешней политики, признают: Лавров — профессионал высшей категории. Он владеет полным дипломатическим инструментарием. Обладает огромным опытом, включая годы в качестве постоянного представителя России в ООН, откуда он и пришел на должность министра. Сколько бы ни пытались похоронить Организацию Объединенных Наций, она остается центром мировой политики, и работа там — главная школа любого дипломата.
Сергей Лавров — искушенный практик, но к числу крупных теоретиков в области международных отношений он не принадлежит. Его программные статьи, особенно в бытность ведущим идеологом МИДа (глава Департамента внешнеполитического планирования) Александра Крамаренко, было интересно читать, но соотнести их с практической политикой ведомства удавалось не всегда. При том, что российский МИД является ведомством уважаемым, проводящим в жизнь политику, которая формулируется первыми лицами государства. До 2008 года внешнеполитическим флагманом России был Владимир Путин, с тех пор фактически функции дипломата номер один выполнял Дмитрий Медведев. В задачи министерства входит прежде всего экспертная и организационная поддержка. Такая модель вполне соответствует той конструкции власти, которая была построена в 2000-е годы.
Сергея Лаврова считают слишком жестким, но как профессионал он может быть разным. Просто здесь не могло не сказаться разочарование Владимира Путина договороспособностью Запада со всеми вытекающими из этого последствиями. К тому же жесткость — способ компенсировать объективное отставание Москвы по многим параметрам силы от ряда других ведущих государств.
Российская дипломатия, может быть, лучше всех адаптирована к особенностям современной международной среды, практически непредсказуемой. В основе российских действий всегда лежала реакция на импульсы извне. Заведомая невозможность стратегий в эпоху хаоса, связанного с финальным распадом прежнего миропорядка, в России интуитивно была осознана раньше, чем где бы то ни было. И Министерство иностранных дел выполняет функцию своеобразного дипломатического МЧС, минимизируя ущерб от постоянных катаклизмов. Вольно или невольно ведомство руководствуется врачебным принципом «не навреди»: если не можешь вылечить, то хотя бы не усугубляй рискованным лечением. И еще — процесс иногда важнее результата. Ведь по ходу дела ситуация может резко измениться, так что зачем торопиться «фиксировать прибыль»?
Такой подход дает результат: за годы, что Сергей Лавров возглавляет МИД, статус России в мире существенно возрос, и министр внес в это свой вклад, хотя прежде всего рост статуса России нужно отнести на счет Владимира Путина. Сергей Лавров — практически идеальный министр для мирового смутного времени, когда все относительно и неопределенно. Эта эпоха продолжается, и любому преемнику Лаврова придется действовать примерно так же, как ему.
Значимые шаги
— Договор о европейской безопасности
— Договор СНВ с США
— Упрощение визового режима с Европой
— Активизация политики в Азии
— Противодействие американской ПРО
Цитата
«Вальс по определению — это хождение по кругу. Вальс поэтому не подойдет. Танго — ну, там тоже есть какие-то резкие движения. Твист у нас уже был. Поэтому два шага вперед, один шаг назад. Тенденция абсолютно позитивная»
Предшественники
Игорь Иванов
сентябрь 1998 — март 2004
министр иностранных дел
Евгений Примаков
январь 1996 — сентябрь 1998
министр иностранных дел
Андрей Козырев
министр иностранных дел РСФСР, министр иностранных дел РФ
октябрь 1990 — январь 1996
Биография
ЛАВРОВ Сергей Викторович
Окончил МГИМО
1972–1976 — работал в посольстве СССР в Шри-Ланке
1976–1981 — в управлении международных экономических организаций МИД
1981–1988 — первый секретарь, советник и старший советник постоянного представительства СССР при ООН
1988–1990 — замначальника управления международных экономических отношений МИД
1990–1992 — начальник управления международных организаций МИД
1992–1994 — замминистра иностранных дел РФ
1994–2004 — постоянный представитель России при ООН в Нью-Йорке
С марта 2004 — министр иностранных дел РФ
Кудрин Алексей Леонидович
Шойгу Сергей Кужугетович
Лавров Сергей Викторович
Шувалов Игорь Иванович
Сечин Игорь Иванович
Козак Дмитрий Николаевич
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна
Иванов Сергей Борисович
Зубков Виктор Алексеевич
Сердюков Анатолий Эдуардович
Щеголев Игорь Олегович
Хлопонин Александр Геннадиевич
Фурсенко Андрей Александрович
Голикова Татьяна Алексеевна
Коновалов Александр Владимирович
Нургалиев Рашид Гумарович
Христенко Виктор Борисович
Трутнев Юрий Петрович
Левитин Игорь Евгеньевич
Скрынник Елена Борисовна
Мутко Виталий Леонтьевич
Жуков Александр Дмитриевич
Шматко Сергей Иванович
Авдеев Александр Алексеевич