О Дмитрии Козаке всегда говорят как об одной из ведущих фигур на российском федеральном уровне, подчеркивают его волевые качества, хотя нередко отмечают, что ни один из главных проектов чиновника не был пока доведен до конца. Возможно, это объяснимо, если вспомнить, какие «управленческие участки» ему доставались.
На самом деле главный проект Дмитрия Козака связан с реформой системы исполнительной власти и управления регионами: именно этим он занимался еще в должности замглавы кремлевской администрации. Дмитрий Козак — один из главных авторов закона о местном самоуправлении.
В 2004–2007 годах Дмитрий Козак — полпред президента в Южном федеральном округе. Назначение состоялось через несколько дней после Беслана и совпало с очередной региональной реформой, отбирающей у регионов право избирать губернаторов. В Чечне убит президент Ахмат Кадыров, боевики только что совершили рейд на Ингушетию, в Беслане встает вопрос о степени контроля над Северной Осетией. Почти сразу после назначения Дмитрия Козака вспыхивает Карачаево-Черкесия: возмущенные убийством, в котором замешан зять президента республики, люди берут штурмом резиденцию в Черкесске. Полпред несколько часов уговаривает их покинуть захваченное здание и не требовать отставки президента Батдыева.
Мятежники ушли, но еще три года Дмитрий Козак носился по Кавказу как пожарная команда. Системная реформа управления Кавказом не была выработана, однако полпреду удались две важные вещи. Во-первых, имя его никогда даже в этом специфическом регионе не связывали с коррупцией. Во-вторых, он стал автором серии успешных губернаторских назначений. Менять что-либо в Чечне и Ингушетии он, видимо, не мог, но именно их опыт заставил его предложить проект внешнего финансового управления для дотационных регионов.
В 2007 году Дмитрий Козак ушел на работу в Минрегион. Его управленческий стиль быстро сказался на работе ведомства. Оно активно расширяло свое влияние, превращаясь в одно из ключевых ведомств. После того как Владимир Путин занял пост премьер-министра, Дмитрий Козак оставил министерство. Став осенью 2008 года вице-премьером, он продолжал заниматься проблемами регионов и муниципалитетов, а также жилищно-коммунальной сферой.
Для менее харизматичного и уверенного в себе политика это было бы неподъемной ношей, но Дмитрий Козак нес и еще одну нагрузку. С 2007 года он возглавляет наблюдательный совет госкорпорации «Олимпстрой», лично следит за сочинским проектом, в котором 800 объектов и 70 заказчиков и в котором за четыре года меняется четверо руководителей. Такое впечатление, что во многом именно Дмитрий Козак плотной опекой обеспечивал практически полное отсутствие в проекте серьезных коррупционных скандалов. Для него Сочи в эти годы — приоритетное направление и как раз тот проект, который должен быть завершен.
Одновременно Дмитрий Козак вместе с Александром Хлопониным занимается тем, что теперь становится одним из ключевых тезисов власти, — децентрализацией: он возглавляет рабочую группу по перераспределению полномочий из центра в регионы, а Александр Хлопонин — группу по реформе межбюджетных отношений. В сочетании с намеченным возвращением выборов губернаторов это означает реанимацию федерализма, за что Дмитрий Козак фактически и отвечает.
В России отношения центра и регионов неотделимы от межнациональных отношений. После событий на Манежной площади Дмитрия Козака снова бросили в прорыв: с начала 2011 года он возглавляет межведомственную рабочую группу по межнациональным отношениям.
Значимые шаги
— Урегулирование конфликтов в северокавказских республиках, смена региональных руководителей
— Руководство проектом Сочи-2014
— Подготовка программ и проектов по децентрализации полномочий, муниципальной реформе и реформе межбюджетных отношений
— Создание и руководство межведомственной группой по межнациональным отношениям
Биография
КОЗАК Дмитрий Николаевич
Окончил юридический факультет ЛГУ
1985–1989 — работал в Ленинградской прокуратуре
1990–1994 — замначальника, начальник юридического управления Санкт-Петербургского горсовета
1994–1996 — председатель юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга
1996–1998 — глава юридического комитета канцелярии губернатора Санкт-Петербурга
1998 — вице-губернатор Санкт-Петербурга
1999 — глава совета директоров Международного инвестиционного финансового союза, с августа — руководитель аппарата правительства России, министр РФ
2000–2003 — замруководителя администрации президента
2004 — руководитель аппарата правительства
2004–2007 — полномочный представитель президента РФ в Южном федеральном округе
2007–2008 — министр регионального развития РФ, с октября 2008-го — зампред правительства
Кудрин Алексей Леонидович
Шойгу Сергей Кужугетович
Лавров Сергей Викторович
Шувалов Игорь Иванович
Сечин Игорь Иванович
Козак Дмитрий Николаевич
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна
Иванов Сергей Борисович
Зубков Виктор Алексеевич
Сердюков Анатолий Эдуардович
Щеголев Игорь Олегович
Хлопонин Александр Геннадиевич
Фурсенко Андрей Александрович
Голикова Татьяна Алексеевна
Коновалов Александр Владимирович
Нургалиев Рашид Гумарович
Христенко Виктор Борисович
Трутнев Юрий Петрович
Левитин Игорь Евгеньевич
Скрынник Елена Борисовна
Мутко Виталий Леонтьевич
Жуков Александр Дмитриевич
Шматко Сергей Иванович
Авдеев Александр Алексеевич