К моменту назначения в правительство Путина Эльвира Набиуллина уже девять месяцев работала в кабинете Виктора Зубкова, но к публичной активности ей еще приходилось привыкать. С 1990-х в роли эксперта она участвовала в разработке экономической политики. Была одним из авторов подготовленной в 2000 году «программы Грефа», но держалась в тени. После ее назначения в правительство наблюдатели были единодушны — вместо Германа Грефа, любителя поспорить, министром стал «технический специалист».
Но у Эльвиры Набиуллиной не было шанса работать в рутинном режиме. Осенью 2008 года начался кризис, а через год экономика рухнула на 7,8% ВВП. Основные антикризисные решения — о темпе девальвации, поддержке крупных холдингов — принимались не в министерстве, однако работы и там хватало. Автопром и металлургию защитили повышением пошлин, моногородам дали денег, отложили на год болезненное для бизнеса повышение страховых взносов. Свою роль эти меры сыграли, но главным фактором возобновления роста все же стала вновь подорожавшая нефть.
В число безусловных достижений Эльвира Набиуллина может включить завершение переговоров о вступлении в ВТО. Последние барьеры были взяты прошлой осенью — с Грузией согласовали условия таможенного досмотра на границах с Абхазией и Южной Осетией, с ЕС и США — условия промсборки автомобилей в России.
Прогресс, пусть и небольшой, отмечен в условиях ведения бизнеса. В прошлом году в рейтинге Всемирного банка Doing Business Россия чуть улучшила свои позиции, поднявшись со 124-го на 120-е место, хотя надо помнить, что этот рейтинг лишь отчасти отражает деловой климат, не учитывая, например, коррупцию.
За время кризиса Эльвире Набиуллиной приходилось защищать свои позиции, научиться спорить с коллегами по правительству, и с либералами, и с государственниками. Год назад она представила два варианта макроэкономического прогноза до 2030 года — сырьевой и инновационный. Последний предполагал ускорение роста ВВП за счет увеличения инвестиций в образование, здравоохранение, науку. Как следствие — сохранение дефицита бюджета. Такой курс раскритиковал министр финансов Алексей Кудрин. Спор повис в воздухе, высокие нефтяные доходы обнулили дефицит бюджета, но и стратегические решения по инвестициям в человеческий капитал так и не приняты.
Другая дискуссия разворачивается как раз сейчас — Минэкономразвития выступает за приватизацию большинства госкомпаний. Кремль и Белый дом вроде бы тоже. Но когда надо принимать решение, сразу возникают доводы, чтобы отложить продажу. Позиция Эльвиры Набиуллиной такова: ориентироваться только на цену не стоит.
Решение спорных вопросов должно быть найдено в программе нового правительства. Основой для нее могут стать разработки экспертной команды «Стратегии-2020». Но там нет готовых решений, отмечены развилки и возможные последствия того или иного выбора. Сейчас на основе экспертного доклада начинается работа над самой программой. Способности Эльвиры Набиуллиной тут весьма кстати. Коллеги отмечают ее умение сводить разные предложения в единый документ с минимальной потерей смысла.
Значимые шаги
— Успешно завершены многолетние переговоры о вступлении России в ВТО
— Подготовлен проект закона «О Федеральной контрактной системе», изменяющий существующую систему госзакупок
— Приняты меры по улучшению качества госуслуг
— Создана «Росаккредитация» — федеральная служба, объединившая системы аккредитации в разных ведомствах
Цитата
«Внешний спрос на наши товары уже снизился до максимума, так что нет оснований ждать дальнейшего падения»
Предшественники
Егор Гайдар
сентябрь 1993 — январь 1994
и.о. министра экономики
Александр Шохин
январь — ноябрь 1994
министр экономики
Евгений Ясин
ноябрь 1994 — март 1997
министр экономики
Яков Уринсон
март 1997 — сентябрь 1998
министр экономики
Андрей Шаповальянц
сентябрь 1998 — май 2000
министр экономики
Герман Греф
май 2000 — сентябрь 2007
министр экономического развития и торговли
Биография
НАБИУЛЛИНА Эльвира Сахипзадовна
Окончила экономический факультет МГУ
1991–1992 — главный специалист дирекции постоянного комитета правления Научно-промышленного союза СССР по вопросам экономической реформы
1992–1994 — главный специалист, консультант дирекции РСПП по вопросам экономической политики
1994–1997 — начальник управления, затем начальник департамента Министерства экономики РФ
1997–1998 — заместитель министра экономики
1999–2000 — вице-президент фонда «Центр стратегических разработок»
2000–2003 — первый замминистра экономического развития и торговли
2003–2005 — президент фонда «Центр стратегических разработок»
2005–2007 — руководитель экспертного совета оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в «Группе восьми»
Кудрин Алексей Леонидович
Шойгу Сергей Кужугетович
Лавров Сергей Викторович
Шувалов Игорь Иванович
Сечин Игорь Иванович
Козак Дмитрий Николаевич
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна
Иванов Сергей Борисович
Зубков Виктор Алексеевич
Сердюков Анатолий Эдуардович
Щеголев Игорь Олегович
Хлопонин Александр Геннадиевич
Фурсенко Андрей Александрович
Голикова Татьяна Алексеевна
Коновалов Александр Владимирович
Нургалиев Рашид Гумарович
Христенко Виктор Борисович
Трутнев Юрий Петрович
Левитин Игорь Евгеньевич
Скрынник Елена Борисовна
Мутко Виталий Леонтьевич
Жуков Александр Дмитриевич
Шматко Сергей Иванович
Авдеев Александр Алексеевич