Молодежь молится на супермаркет, пожилые леди, крестясь, обходят его стороной, а отважная мисс Марпл, поглубже надвинув шляпку, отправляется прямиком в логово врага — навстречу всем этим молодым женщинам в брюках, зловещего вида парням и девушкам с не по возрасту развитыми формами, которые чувствуют себя как дома среди сотен ярких упаковок с непонятными названиями.
И через полчаса выясняется, что супермаркет не так страшен, как его малюют. Угрозы для отдельно взятой деревни, равно как и для человечества в целом, он не представляет (с какой-то точки зрения это даже удобно). Ведь люди остались прежними. Изменились дома, платья, голоса, дизайн упаковок, способ обслуживания. Но люди — они не изменились, они все те же.
С цифровыми технологиями, мне кажется, та же история. Технологии меняются со скоростью света. Люди — гораздо медленнее. Если честно, мне кажется, они вовсе не меняются.
Впрочем, не только мне. В книге калифорнийского профессора Мэттью Либермана Social говорится о том, что даже в виртуальном пространстве соцсетей мы фактически живем в той же самой деревне, что и во времена неолита. В неолитических деревнях обитало в среднем по 150 человек. В начале ХVIII века, на заре промышленной революции, ситуация та же: плюс-минус 150 жителей в среднестатистической деревне. В 2010-м британский антрополог Робин Данбар заглянул в фейсбук и обнаружил, что виртуальная деревня ничем не отличается от настоящей. Даже если у нас в друзьях пять тысяч человек, тех, с кем мы хоть как-то общаемся (хотя бы на уровне подмигиваний и лайков), все равно не больше 150 И темы все те же: любовь, смерть, деньги, Бог, закон и беззаконие, эликсир молодости, заговор на удачу Почитайте газеты трехсотлетней давности. Шрифты другие, в остальном — все то же самое. Просто потому, что мозг меняется медленней, чем образ жизни, считает Либерман. В общем, грех не согласиться.