Возможность ухватить уходящее лето за хвост еще есть. Проще и дешевле сделать это, улетев на север Африки — в Египет, Марокко, Тунис. Можно и в Турцию, там тоже есть курорты с располагающим климатом. И летят — у кого есть возможность. Возможность бывает у многих.
Мягкий песок, теплое море, низкие цены, недолгий перелет, качественные отели и система «все включено» — эти сладчайшие магниты притягивают на чужой континент замерзших москвичей. Многие летают туда регулярно — из года в год, в один и тот же отель, общаясь там раз в год с такими же регулярными любителями африканского отдыха. Сколачиваются компании октябрьских-ноябрьских туристов, которые проводят в обществе друг друга восемь-десять дней тамошнего бархатного сезона. Красота!
Однако вместе с вожделенными морскими, пляжными, алкогольными и прочими радостями наш соотечественник приобретает постоянные напоминания о том, что он находится в мусульманском культурном пространстве. Тот же алкоголь возможен лишь в отеле — за его пределами если и пьют бодрящие напитки, то исключительно на дорогих туристических улицах, что не имеет никакого смысла: у себя в гостинице все то же самое, только бесплатно. В аутентичных арабских кварталах, разумеется, не наливают. Да и вообще стоит сто раз подумать, прежде чем устраивать туда увеселительную вылазку.
Но даже на территории своей гостиницы не забываешь — не дают забыть — о том, где именно ты пребываешь. Шланг, торчащий из стены рядышком с унитазом. Крики муэдзина, доносимые приятным теплым ветром. Полное и категорическое отсутствие в меню свинины. Да и само меню — категорически не закусочное. Только в мусульманских странах понимаешь, насколько русская кухня располагает к стакану. Все эти огурцы, селедки, бутерброды с икрой (пусть даже с минтаевой), паштеты, заливные, пирожки, жареные потрошки, сало — потрясающие закуски. Там же пища не закусочная, да и подчас разведена с приемом алкоголя в пространстве. В ресторане, например, одно лишь пиво, а крепкие напитки — в баре, но там и кусочек сыра не дадут.
Горничные в платках, полностью закрывающих волосы. В сувенирной лавке — футболки с исламской символикой. Восточная назойливость разносчиков на пляже. Не афишируемое, но ощутимое чувство превосходства обслуживающего персонала. В глазах даже последнего посудомойщика читается, что числит он тебя нелепым и неполноценным: ведь посудомойщик после смерти попадет в рай, для него будут петь обнаженные гурии, а для тебя — шиш.
Но толерантен наш турист. Хотя, что характерно, приблизительно на девяти из десяти россиян-отдыхающих висят нательные крестики. То есть они христиане. А каждый добрый, полноценный христианин должен — просто обязан! — быть миссионером. Значит туристы из России, по идее, должны рассказывать местным жителям о душеспасительной любви к Христу, осенять их крестным знамением, описывать прелести нежнейшего, во рту тающего свиного шашлыка и так далее. Но дело в том, что в этих мусульманских странах с теплым морем миссионерство законодательно запрещено. То есть за крестное знамение по отношению к местному жителю тебя должны вызвать полицию, заковать тебя в наручники, отвезти в отдел, а дальше — суд и срок. Да, скорее всего, тебя пожурят и отпустят, но теоретически могут и не отпустить.
Однако нашего туриста с крестиком на шее отсутствие миссионерских возможностей ни в коей мере не смущает (не говоря уже о том, что не прельщает венец мученика за веру, хотя этот венец здесь доступен вполне). Наш турист вообще не морочит себе голову подобными вещами. Отсутствие свинины компенсируется рыбой и бараниной. В непьющие кварталы можно не ходить. Муэдзин — да пусть. Шланг из стены — прикольно. Полотенце со звездой и полумесяцем приобретается охотно. Подвыпившая туристка с сигаретой на отлете льнет к мускулистому арабу — пляжному аниматору. Обнимает его свободной от сигареты рукой. Тот млеет — экая наташа. У него все жены сидят дома, ни одна из них даже помыслить ничего подобного не может. Если же помыслит, он устроит ей веселенькую жизнь. А муж этой наташи — хоть бы хны, стоит, хохочет и фотографирует свою супругу в близком обществе спортсмена-аниматора на память о счастливом морском отдыхе.
Хорошо ли это или же плохо? Православный россиянин строгих нравов скажет, что омерзительно. Сибарит-симпатяга с легким характером и не отягощенный грузом духовности скажет, что замечательно. Я же от оценок воздержусь.
Одно для меня очевидно. Более двадцати лет назад российская церковь фактически вышла из подполья. Храмы вновь отдали под молитвы, участие в крестных ходах сделалось статусным, у высокопоставленных представителей власти появились духовники, люди в рясах перестали удивлять в общественных местах. По гаражам зазвучало чудесное: «Благословляется и освящается колесница сия во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — за неимением специальных молитв для современного транспорта.
Но при этом россияне ездят отдыхать на исламское Средиземноморье двухэтажными «Боингами» — так много желающих. И влекут их туда не миссионерские помыслы, не исследовательский интерес (самая востребованная экскурсия — «Пиратский корабль», то есть пикник на катере в открытом море), а исключительно плотский, телесный кайф, для которого мусульманский антураж ни в коей мере не помеха.
Три поколения, выросших при атеизме, сделали свое дело — православие в России возродилось, но на уровне какой-то ролевой игры. И двухэтажные самолеты, увозящие в страны Магриба сотни тысяч веселых отпускников с крестиками на шеях, — красноречивое тому подтверждение.