Начавшийся сезон для Таганки – пятидесятый, 23 апреля 1964 считается датой основания театра. К юбилею театр подошел в кризисном состоянии. Самое яркое проявление кризиса заключается в том, что, если не случится чудо, то садиться за праздничный стол придется без отца-основателя: Юрий Любимов отказался работать и общаться с нынешней труппой, и даже само присутствие спектаклей Любимова на афише Таганки сомнительно. Снять их с репертуара режиссер по закону не имеет права, но желание такое он высказывал. Ситуация отравлена двусмыслием – как праздновать прошлые свершения, находясь в беспросветном разводе с главным автором этих самых свершений? Каким бы сложным характером ни обладал Юрий Петрович, в чем бы ни обвиняли его самого и его ближайшее окружение – давайте не будем лицемерить: никакой иной славы, кроме той, что принесли Таганке любимовские спектакли, у этого театра нет.
Между тем, встретить именно этот юбилей рутинным ликованием было бы совсем позорно. Ведь легендарным-то театр на Таганке стал благодаря тому, что в нем культивировались два свойства: способность к радикальному эксперименту и смелость. Смелость художественная, политическая и просто личная.
Функцию радикального экспериментатора – как это уже несколько раз случалось в прошлые два сезона – похоже, взял на себя Департамент культуры города Москвы. К театру до конца 2014 года «подселили» молодую творческую группу во главе с режиссером Дмитрием Волкостреловым и художницей Ксенией Перетрухиной. Оба – пользующиеся успехом у молодой аудитории, оба – лауреаты «Золотой Маски». Творческой группе поручено собрать программу юбилейного года – то ли вместе с основной труппой, то ли на обочине ее театральных будней.
Все дальнейшее тот, кто следит за жизнью театральной Москвы, угадает без труда.
Театр, созданный под знаком эксперимента и художественной провокации, сегодня не обладает никакими инструментами, которые позволили бы ему установить живые отношения с экспериментом и провокацией
Ругань и наезды в соцсетях. Призыв единомышленников под знамя спасения традиции. Распространение сенсационных новостей: «от Волкострелова пахло спиртным», «Ксения Перетрухина призналась, что до недавнего времени не знала, кто такой Давид Боровский». Вчера под возмущенные крики части труппы в театре открылась созданная Ксенией Перетрухиной юбилейная выставка, уже превратившаяся в центральный объект внутренней агрессии. На одном экспонате кто-то оставил надпись «Ни одной новой мысли»; на другом «Марадёры! Вон из театра!» (орфография сохранена). Сколько иголок воткнуто в соломенных идолов, символизирующих собою «марадёров» и сколько подписанных и неподписанных доносов уже прилетело и еще прилетит в Минкульт, Госдуму, АП, партком и ОБХСС – неизвестно. Но что-то мне подсказывает: и доносы, и иглы есть.
Я даже не буду спорить с тем, что «десант» Волкострелова – не единственное возможное решение, что все можно было сделать тактичнее, красивее и лучше. Я в это даже верю. Но речь не об этом. А о том, что театр, созданный под знаком эксперимента и художественной провокации, на пятидесятом году жизни не обладает вообще никакими инструментами, которые позволили бы ему установить продуктивные и живые отношения с экспериментом и провокацией. Из рядов защитников доносится только «мы будем жаловаться», «они невежды и бездари». Только «вон из театра!», не меньше… Короче говоря, театр на Таганке на Волкострелова и Перетрухину реагирует почти в точности так же, как театр имени Гоголя еще недавно реагировал на Кирилла Серебренникова. Во времена расцвета Таганки такое родство показалось бы парадоксом, а сегодня никого не удивляет.
На самом-то деле, ситуация, конечно, выглядит совсем иначе. Кирилл Серебренников приходил в театр Гоголя с полномочиями художественного руководителя, с возможностью сравнительно «длинного» планирования и с собственной командой, включающей и менеджмент. «Группа Волкострелова» вызвана на время, а полномочия имеет сугубо творческие и в рамках юбилейного года. Эти уязвимые и размытые условия вряд ли позволят «пришельцам» стать реальной помехой в жизни постоянной труппы. Если, конечно, условия внезапно не переменятся.
Всем же любителям художественных экспериментов и театральных скандалов я настоятельно рекомендую поход на юбилейную выставку в театре на Таганке не откладывать в долгий ящик.