Тем не менее такое случается, случилось и со мной. По прибытии в аэропорт я увидела на табло информацию о задержке рейса на четыре часа. Ужаснулась. Напрасно, четыре часа — это был бы неплохой вариант. Дальше было хуже.
(Через четыре часа у инфостойки.)
— Скоро будут отправляться автобусы в другой аэропорт, оттуда вы полетите рейсом другой авиакомпании и под другим номером.
(Еще через два часа.)
—Автобусов для отправки в другой аэропорт нет, можете отправляться своим ходом, потом получить компенсацию.
(Еще через три часа.)
— Ну вот видите, сами не захотели ехать в аэропорт, теперь тот самолет уже улетел.
(Еще через час.)
— Ах вот как, разочаровались в самой идее отпуска и просто хотите вернуться домой? Ну что, давайте, но это ваше добровольное решение, деньги вам никто не вернет.
У стойки с представителями компании Tui, чьим клиентам так не посчастливилось, большую часть времени дежурили угрожающего вида люди в форме и с дубинками, готовые в случае чего применить силу к пострадавшим. В общем, именно так каждый представляет начало прекрасного отдыха.
К вечеру вконец измотанным пассажирам сообщили, что рейс состоится утром следующего дня.
Среди людей, ожидавших информации вместе со мной, была девушка, которую в пункте назначения ждала очередная процедура диализа. Ее муж гонялся за представителем компании и добивался твердого обещания, что завтра они точно улетят.
Утром следующего дня рейс действительно состоялся.
Такое бывает. Иногда компании даже предлагают «комплекс компенсационных мер». Международная компания Tui, например, может предложить скромную скидку (вынуждающую вас вновь воспользоваться ее же услугами) или компенсировать один день по тарифу гостиницы. Примерно тысяча рублей за одного человека.
Для сравнения: по принятому в Европе закону EU261 в случае задержки рейса на время от четырех часов пассажир вправе рассчитывать на компенсацию в 600 евро вне зависимости от того, во что ему обошелся билет.
Если из-за задержки рейса при вылете ваш отпуск сократился, то в соответствии с действующей в Великобритании системой защиты клиентов туристических компаний ATOL вам полагается на выбор полная компенсация стоимости тура либо бесплатно еще один равноценный тур.
При этом, конечно, и в ЕС компании не хотят платить и всеми силами от этого уклоняются, но где-то есть правила, дающие людям некоторые преимущества в противостоянии с бизнесом, а где-то нет.