20536
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22827
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12103
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3815
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8158
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6728
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4049
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2983
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12100
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9529
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7536
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7954
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5314
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4064
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3151
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3077
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4023
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2870
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2889
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4396
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3822
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2685
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2310
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4372
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4369
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2870
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2929
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3362
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3136
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2976
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3182
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5598
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4073
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3711
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3136
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
09:00 27/05/2013 Виктория Мусвик 0 43

Свой чужой опыт

Перемены к худшему происходят очень быстро. И глазом не успеешь моргнуть

Павел Пахомов

Так начинаются «Десять слов о Китае» Юй Хуа. Десять глав – десять понятий, описывающих страну: «Народ», «Вождь», «Чтение», «Творчество», «Лу Синь», «Неравенство», «Революция», «Коршеки», «Липа», «Мухлеж». Эта удивительная книга, полная одновременно гордости и гнева, злой иронии и восхищения, тонкого юмора и ужаса перед постигшей страну катастрофой, была написана в 2009-2010 годах и вышла на русском в самом конце прошлого года (издательство АСТ, перевод Р. Шапиро). А слово, которое так непросто дается автору, — это слово «народ».

«Иероглифы», конечно, сразу же отсылают нас к чужой, «экзотической» культуре. И все-таки здесь слышится что-то удивительно знакомое для нашего уха. Это странное чувство — близости и непонимания, узнавания всеми пятью чувствами и полной отчужденности — сопровождает читателя на протяжении всей книги. Близкими и понятными кажутся размышления о резком, «за какие-то тридцать лет» переходе от лозунга «все для народа» к «преклонению перед деньгами». Но метафоры и объяснения этого явления совсем не привычны нам, имеют оттенок локальности: «китайская история — словно смена масок в традиционном сычуаньском театре».

Кругами по поверхности нашей общей памяти расходятся чувства, охватившие автора в 1989 году на площади Тяньаньмэнь: «Я имею в виду не отвлеченные рассуждения, не языкознание, не социологию или антропологию, а свой живой, личный опыт, когда я смог сказать себе: «народ» — не пустой звук. Потому что я увидел его во плоти, услышал удары его сердца. (..) Безоружные, они верили, что своими телами защитят город от солдат и танков. От них исходил жар, словно люди превратились в факелы».

Эти строки напоминают российскому читателю и о перестройке, и о быстро забывающихся ощущениях общности, близости к другим во время последних московских «стояний» и «прогулок», и о нынешнем высокомерии элит. Вызывают зависть (сложно представить себе подобное в современной Москве!) воспоминания о «том Пекине», из которого на время студенческих волнений исчезла полиция, но ее функции взяли на себя сами горожане, а карманники в знак поддержки студентов заявили, что больше не будут воровать: «все люди стали братья». И в то же время совсем не «цепляет» (хотя могла бы отозваться у какого-нибудь Маяковского?) гордость автора: именно тогда он почувствовал, что Китай — страна с самым большим населением в мире. Но такими узнаваемыми кажутся размышления о разрывах в истории — двадцать лет спустя молодежь уже почти не знает подробности тех событий: «Кажется, были крупные демонстрации».

Но особенно резонируют с чем-то в самой глубине души два сквозных мотива книги. Первый — описания насилия во время культурной революции. Они просты, даже лапидарны и физиологичны до боли. Поначалу они кажутся «культурно далекими», отсылающими к штампам о «жестокости в восточных культурах», о «китайских пытках». К тому же у Юй Хуа — репутация автора, сконцентрированного на насилии. Сам он в книге объясняет, почему его так увлекала жестокость («в написанных мною с 1986 по 1989 год восьми рассказах, по подсчетам профессора Хун Чжигана, (…) умирают не своей смертью двадцать девять человек») и почему в его творчестве произошел перелом, отказ от этой темы.

И все же… Он, ставший в детстве очевидцем повседневной жестокости хунвейбинов и цзаофаней, не может ли рассказать нам что-то об ощущениях наших дедушек и прадедушек, попавших в жернова революции, Гражданской и Великой Отечественной, репрессий двадцатых и тридцатых? Книга как машина времени приближает их к нам на два поколения — как если бы твоя бабушка вдруг оказалась ровесницей, но с иным более тяжелым опытом. Эти «простые» описания грязных бинтов, гангрены у политзаключенных и трупов после казни, эти детские наблюдения расстрелов не были ли знакомы и многим из них (и не объясняют ли они нынешнюю любовь нашего общества к «крутизне» и «альфа-самцам»)?
И как вам, например, вот эти строки: «У нашего поколения до смешного похожие воспоминания о том, что было хорошего в детстве, — это случаи, когда удавалось вкусно поесть»? А вот еще до боли знакомое: «На излете культурной революции борьба с идеями превратилась в борьбу с прелюбодеянием. У некоторых людей подавленная сексуальность переходила в стремление отлавливать «морально опустившихся».

Второй сквозной мотив книги — нынешний индустриальный подъем в Китае. Быстрое развитие нашего соседа является предметом зависти не только политиков-традиционалистов, но и вполне демократически настроенных граждан: вот, мол, они за те же 20 лет сделали столько, а у нас только воровство с коррупцией. Но Юй Хуа возвращает российских строителей воздушных замков с небес на землю, размышляя о том, оправдывает ли цель средства и не ведутся ли реформы методами, унаследованными у предыдущей эпохи: «Один уважаемый мною человек считает, что за каждые десть юаней роста ВВП Китай платит сто юаней. Разрушение окружающей среды, падение нравственности, увеличение разрыва между богатыми и бедными, разгул коррупции приводят к обострению социальных проблем и противоречий. Многие затосковали по временам Мао Цзэдуна, хотя, думаю, большинство не хотело бы и в самом деле туда вернуться. Для таких людей Мао, несмотря на нищету и подавление личности, означает отсутствие повсеместной жесткой борьбы за существование».

Они носили мини-юбки и танцевали твист, а теперь затянуты в темные платки и побиты камнями под крики толпы о «традиционной семье»

На других страницах книги приходят в голову мысли о сходстве нынешнего Китая уже не с современной Россией, а с СССР времен индустриализации, о хлынувших в города толпах лишенных пропитания крестьян, на чьем хребте, собственно, и была проведена «модернизация». Ситуация, слава богу, невозможная в сегодняшней России. По крайней мере хотелось бы на это надеяться.

Вообще подобные чувства «узнавания-неузнавания» я испытываю сейчас часто, читая книги, написанные афганцами, сомалийцами, ливанцами, рассматривая фото- и арт-проекты иранцев, аргентинцев, колумбийцев. Мы живем в удивительное время, когда мир стал обозримым, когда есть возможность увидеть и услышать свидетельства, художественные и документальные, людей из множества стран. Многие из них сталкиваются с теми же проблемами, с которыми мы имеем сейчас дело и в России. Но почему-то наша страна привыкла сравнивать себя только с самыми благополучными государствами, одновременно видя в них сияющий идеал и опасаясь «иностранных агентов». И так не хочется думать о тех, других, так же, как и мы, бьющихся в тисках собственной недавней и крайне жестокой истории.

Может быть, потому, что попросту страшно читать и видеть иранских и особенно афганских женщин, еще недавно, при «просвещенных правителях», работавших и учившихся вместе с мужчинами? Они носили мини-юбки и танцевали твист и шейк в модных клубах, а теперь затянуты в темные платки и вынуждены выносить домашнее насилие, побиты камнями под крики толпы и бодрые лозунги правителей о «традиционной семье». Неохота размышлять о ливанцах, несколько десятилетий назад живших в процветающей стране, а ныне сражающихся с последствиями тяжелейшей гражданской войны. И просто дурно делается от мысли о Свазиленде, в котором продолжительность жизни упала с 61 года в 2000-м до 32 лет в 2009-м. Перемены к худшему, крушение некоторых вполне удачливых, но политически незрелых сообществ происходят быстро. Очень быстро. И глазом не успеешь моргнуть.
Думаю, такие истории стоит рассматривать не как страшилки, но как предостережение. Например, о том, что бывает, когда несколько людей «на самом верху» заигрываются в политику, замешанную на поощрении самых темных сторон коллективной психики, на спекулировании фантомными страхом и болью. Это ведь только кажется, что волнами ненависти, насилия, ксенофобии, религиозного фундаментализма и невежества можно управлять, ввести в русло и остановить, когда захочешь, и что не придется платить цену за игры с бездной.

Хорошо бы, в общем, внимательнее присмотреться к опыту, негативному и позитивному, этих «других». Взглянуть на удачные примеры вроде Турции. Посмотреть, насколько нас обошли на пути понимания себя, осмысления опыта и «проработки исторических травм» некоторые страны Латинской Америки. Поразмыслить о ложном чувстве собственной исключительности и ненужности надувания щек и побивания себя пяткой в грудь перед США. И главное — задуматься о превентивных мерах. Чтобы то, чего мы все так боимся в прошлом, никогда не повторилось в светлом будущем.