20497
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22803
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12087
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3809
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8129
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6712
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4045
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2978
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12076
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9516
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7507
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7937
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5304
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4056
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3147
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3072
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4020
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2866
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2884
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4391
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3821
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2684
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2309
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4364
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4357
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2862
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2923
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3357
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3131
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2971
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3177
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5578
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4068
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3705
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3131
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube
08:30 21/01/2013 Виктория Мусвик 0 24

Подумайте о Маше

У одних окружение создает иллюзию защищенности. Для других становится источником опасности. Между ними — пропасть

Павел Пахомов

Обычно я захожу к ней на огонек, мы пьем чай и разговариваем о том, о сем. В этот раз я заскочила поздравить ее с Новым Годом. Около часа мы говорили про праздник, про подарки, про последние новости. И вдруг, уже перед самым моим уходом, Елена Ивановна расплакалась.

Оказалось, что уже несколько недель она носит в себе большое горе. Ее внук Илья сидит в СИЗО. Вся семья в полной растерянности: парень всегда был «на хорошем счету» — работящий, добрый, красивый. Я видела его несколько раз — умный, воспитанный молодой человек, всегда готовый помочь. Гордость семьи. Как-то ночью он возвращался с дня рождения друга, где чуть-чуть выпил. Что было дальше, никто толком не понимает. Вроде бы на него «высыпали из подвала» несколько человек — по протоколу, более пьяных, чем он. На «той» стороне есть свидетели. Илья утверждает, что оборонялся, но свидетелей у него нет. Через несколько дней раненый им из травматического оружия человек умер в больнице. А Илье предъявили статью 111.4 УК, предусматривающую большой срок — и она не про «превышение самообороны» и не про «убийство по неосторожности».

Вот и вся история. Я изменила имена и некоторые детали — внимания прессы эта семья не хочет, боится «сделать хуже». Конечно, я предложила помощь: друзья дали координаты адвокатов. Елена Ивановна хочет узнать правду о произошедшем, но не особенно верит в то, что следствие разберется — слишком много она видит равнодушия и незаинтересованности. Тем более, что адвокат (чувствуется, гений профессионализма!) сказал ей, что ее внуку могут дать и 10 лет.

Растерянность, бессилие, ощущение бессмысленности загубленных жизней — чувства, которые испытываешь, сталкиваясь с подобными историями. Таких рассказов я знаю, слава Богу, не так много — окружение-то, что называется, «благополучное». А близко была знакома только с одним человеком: моей подругой Машей (имя я также изменила). В детстве мы были не разлей вода: жили в одном подъезде, ходили вместе гулять, возили кукол в колясках, прыгали через резиночку, натянув ее между деревьями. Мы много учились, предпочитали тихие игры, делились друг с другом карманными деньгами и каждая стояла за подружку горой. Я была постарше — два года разницы.

Потом мы стали общаться меньше — как-то разошлись интересы, у каждой появилась своя компания. А в 16 я переехала в другой район. И только недавно узнала, что Машу осудили на 7 лет: связалась с парнем-наркоманом. Услышав это, я плакала несколько дней. И дело было даже не в том, что когда-то мы дружили. Просто нас окружали забияки и задиры, иногда они совершали «мелкие правонарушения». Маша же была удивительно правильной, честной, всегда старалась действовать по совести. «Невредной», в том детском смысле этого слова, в котором употребляешь его лет в девять — человеком, от которого не ждешь подвоха. В ней было много того, что можно назвать чистотой помыслов. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что были в ней и наивность, неумение давать отпор. Наверное, современные психологи сказали бы о недостаточности семейной поддержки или даже виктимности — непростые отношения с матерью, старший брат в тюрьме.

Принадлежность к той или иной социальной среде не является и гарантией от нестабильности или от того, что вас подстерегут в темном углу

Мне очень тяжело об этом писать. И не только потому, что эта история раздирает мне сердце. А потому, что разговаривать о таких вещах в современной России тяжело — на фоне многочисленных рассуждений про «народ» и «интеллигенцию» последнего времени всегда рискуешь показаться то ли снобом из зажравшегося «креативного класса», то ли голосящей дурой, бахвалящейся близостью к «простым людям», то ли фашиствующим элементом, кричащим на каждом углу об «уничтожении народа».

Но говорить об этом необходимо. Потому что это наглядная демонстрация механизма социального неравенства — в действии. Ведь одно из отличий этих попавших в беду людей от более «благополучных» — это чуть иной социальный слой. Все они коренные москвичи, но среди них нет сыновей потомственных ученых или дочерей высокопоставленных пап.

Дело, безусловно, не в том, что в «интеллектуальной» или «политической» тусовках нет преступников или не рождаются психопаты и маньяки. Все мы недавно были шокированы историей семьи Кабановых. Если же порыться в памяти, можно вспомнить, к примеру, про Илью Трушевского. Часть художественного мира, кстати, тогда была готова найти оправдания насильнику — и это тоже очень в духе «всего народа». Я уж не говорю о мизогинистических высказываниях или позиции «жертва сама виновата»: такого добра в нашей стране навалом в абсолютно любой среде, от верхов до самых низов, у сторонников реформ и традиционалистов. И даже в околоцерковном мире — вспомним и «православного активиста» Александра Босых. Точно так же под одну гребенку не собрать тех моих знакомых, которые однозначно осуждают насилие: есть среди них люди с высшим образованием и без, пожилые и молодые.

Принадлежность к той или иной социальной среде не является и гарантией от нестабильности или от того, что вас подстерегут в темном углу. Это доказывают недавние истории сразу нескольких человек, на которых напали на улицах. Включая моего бывшего коллегу по «Коммерсанту» Григория Ревзина. Кстати, сценарий, судя по всему, похожий: на Илью тоже вроде бы напали «трудовые мигранты без регистрации». А также рассказ одной моей подруги, у которой обчистили квартиру, а приехавшие сотрудники полиции заявили ей: «А что вы хотите от нас? Лучше надо было за своими вещами следить!» И точно так же знакомые люди самых разных слоев, профессий, возрастов сталкивались и с хорошей работой полиции, следователей и судов. Это всегда своего рода лотерея — для всех нас.

Нет, в случаях Маши и Ильи говорить надо о другом. О том, насколько проще попасть в беду с правоохранительными органами самым обычным людям из этого социального круга — не прирожденным убийцам, не психопатам. Из-за нестабильности системы дети из «хороших семей» чаще получают «психологические шрамы»; дети из семей «попроще»  — травмы физические или попадают в тюрьму.

Нас охраняют семейные традиции, привитая привычка контролировать гнев, возможность фильтровать информацию, умение чуть лучше взвешивать риски или искать грамотных специалистов. А также возможность не замечать очевидное

Это начинается с того трудно уловимого фона, который окружает людей с детства. Это то, про что говорят «среда засасывает». И не дай Бог родиться в некоторых социальных слоях «очень послушной» девочкой или излишне принципиальным мальчиком. Как будто что-то неумолимо выкашивает в нашем народе самых лучших, активных, добрых, стремящихся защищать себя и других. Тебе чаще попадаются на глаза передачи, в которых смакуются «кровавые подробности» преступлений — потому, что в твоем доме больше смотрят телевизор, в отличие от семей теленачальников, уехавших на досуге кататься на лыжах в Шамони. Тебе не говорят подвергать сомнению то, что считается правильным среди окружающих — просто потому, что в школе воспитывается в основном послушание, а в университет, который научит других важности задумчивости, ты не попадешь. Поэтому ты не станешь анализировать все «за» и «против», когда решишь носить с собой травматику. Хотя это, конечно, еще вопрос, кто лучше защитит семью в смертельной опасности — мальчик-интеллектуал, привыкший все пропускать через сито рефлексии, или тот, кто, не задумываясь, встрянет в драку.

А потом, если что, ты получишь наказание по полной. Мы ведь не в Америке, которую у нас принято критиковать сейчас в связи с «делом Димы Яковлева» за легкость оправдательных решений. На родине-то, конечно, со строгостью все в полном ажуре: если ты уже попал в жернова, будь хоть миллион сомнений в твоей виновности, так просто не отделаешься. Прощают у нас редко, а вот сидят подолгу и тяжело.

Речь, безусловно, не о том, что нужно оправдывать преступников. Но вот предъявленная Илье жесткая, карающая статья, как я выяснила, считается у нас «народной». По ней изначально судили Мирзаева. Но по ней же сидит много других, безымянных, неизвестных людей — как молодежи, участвовавшей в пьяных драках, так и тех, кто заступался за близких. Вот здесь, например, правоприменительные странности обсуждают адвокаты. И не так уж редки, оказывается, случаи, когда более тяжелое обвинение предъявляют с надеждой на, так сказать, благодарность крупного размера — за изменение на более мягкие варианты; чтобы узнать о таких случаях, дошедших до судов, достаточно набрать в гугле слова «взятка за переквалификацию».

И конечно, небогатым семьям приходится влезать в жуткие долги для оплаты гонораров адвокатам. С последними, кстати, также намучились семьи Ильи и Маши: найти грамотную юридическую помощь, а не непрофессионализм и «разводку на деньги» — как, впрочем, и в случае врача или психолога — не так-то просто. Особенно если ты растерян и не знаешь, по каким критериям искать, а коршуны слетаются со всех сторон. Но главное — сама твоя среда устроена иначе. В ней нет поддержки диаспоры или окончивших крупные вузы знакомых, которые по цепочке выведут тебя к хорошим специалистам.

Конечно, можно на все это сказать: «Ну что за дураки, зачем они смотрят зомбоящик?» Порассуждать об «агрессивных хамах». Или походя заметить, мол, «сами виноваты» — зачем связываться с наркоманами? Ведь эти сладкие разговоры так хорошо создают иллюзию дистанции.

Именно так многие люди в моей среде и жили все предыдущие годы — с приятным чувством отделенности от окружающего мира спасительным забором. В каком-то смысле их волшебная страна Аркадия действительно существует. А забор выстроен не только и не столько из привилегий или финансовых преимуществ: все-таки большинство людей вокруг меня — это просто обычные преподаватели, врачи, ученые с небольшими зарплатами. Их охраняют семейные традиции, позволяющие твердо говорить «нет» и противостоять засасывающей среде, привитая привычка контролировать гнев, возможность фильтровать информацию, которую дает образование в хорошем вузе, умение чуть лучше взвешивать риски для своей и чужой жизней или искать грамотных специалистов. А также возможность не замечать очевидное. Ведь сама я, например, узнала о чудовищных бытовых условиях и о постоянном насилии в тюрьмах только после дела Магнитского и новостях о бунте в Копейске.

В общем, если мы хотим добиться каких-то реальных перемен в обществе, невозможно и дальше говорить только о деле Ходорковского или о тяжбе Березовского с Абрамовичем, не задумываясь о тысячах и миллионах таких людей, как Илья и Маша. Их семьи устали бороться с жизнью. У них нет сил быть «правильными» — без солидарности, без поддержки. Может быть, кто-нибудь вспомнит об этом, рассуждая в очередной раз о «тупом быдле», смотрящем телевизор, слишком покорном и голосующем не за те идеалы.