Сегодня многие авторитетные российские и мировые исследования показывают, что Москва, входящая по уровню экономических показателей в двадцатку крупнейших городов мира, еле удерживается в сотне по качеству городской среды. Московские пробки стали главным негативным брендом города.
Куда развиваться Москве, от чего необходимо отказаться, какие угрозы нарастают — изложено в проекте Стратегии развития Москвы до 2025 года. Обсуждая этот документ в РИА Новости руководитель Института транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин сделал печальный вывод: «приведение в порядок московской дорожной сети на жизни нашего поколения вещь нереальная». Речь о недостаточной плотности дорожной сети в городе.
Можно было бы на этом и успокоиться, «потихонечку перестраивать дорожную сеть», если бы не вывод того же Блинкина, сделанный год назад о том, что, «возможно, мы вступаем в стадию распада Москвы», в перманентный дорожный коллапс… Кстати, когда мы вышли с круглого стола, пробочный «шторм» по городу был в 9 балов из 10, а Москва внутри Садового кольца стояла полностью.
Помимо долгих лет, которые потребуются для приведения в порядок дорожной сети города, предстоит нелегкий процесс удорожания режима пребывания авто в городе, реальная модернизация общественного транспорта и самое трудное — модернизация отношения к дорожному строительству.
Выстроятся или не выстроятся необходимы новые общественные отношения, — во многом зависит от компромиссов по Северо-западной хорде.
Ситуация вокруг хорды впервые стала заметным явлением московской жизни, поскольку объединила жителей десятка районов в единый проект защиты своих реальных, а отчасти — спорных интересов.
По мнению социологов, основу таких протестных «образований» составляют люди, которые полагают, что любые действия властей плохи. И таких людей более 10%.
Но все не так просто. Есть и объективная сторона проблемы: на днях после круглого стола по строительству хорды председатель Мосгордумы Владимир Платонов признал, что московские власти не научились выстраивать диалог по самым острым вопросам. Можно было бы порадоваться такому открытию, если бы не аналогичные выводы Платонова летом 2010 года на слушаниях по коллапсу на Ленинградском шоссе в районе Химок. Остается только догадываться, что опять помешало выстроить диалог.
Вот и приходится представителю проектных институтов буквально клясться в Мосгордуме, что столько полос, сколько выдумали в своих страшилках активисты протеста Коптева, где уже началось уже строительство хорды, нет ни в каких проектах. А представителю дорожного департамента, объяснять, что многие пожелания, о которых буквально кричат представители протестных групп, уже согласованы. Но, похоже, эти ответы неубедительны для представителей протестных групп и, возможно, потому таких ответов нет у них в головах …
Что же делать? Без терпения и общего понимания, как отметил Блинкин, анализируя ситуацию с транспортной стратегией, порядок не навести: «Если из этого города мы не хотим сбежать потихонечку, надо его приводить в порядок. Города вылезали из гораздо худших обстоятельств».
Впрочем, и сами протестующие, по мере диалога по той же хорде, все чаще понимают, что есть и другие факты, кроме тех, что им милее. Так представитель активистов района Крылатское в Мосгордуме отметил, что представляет не все население района, а только тех, кто находится там постоянно: пенсионеров и матерей с маленькими детьми. А те, кто относится к мобильным категориям — за хорду, потому что она позволит разгрузить Мневники и другие районы от пробок. И таких людей много, но свою позицию на митингах им излагать некогда.
Последний пример позволяет надеяться, что возможность компромисса есть. Главное —оперировать реальными фактами, а не слухами. Например, на протяжении всего августа и сентября среди протестующих в Коптево распространяется мнение, что строительство приведет к снижению цен на жилье на 20-30%. А происходит все совсем наоборот. В Обзоре рынка недвижимости по итогам сентября агентства «Индикаторы рынка недвижимости» сказано, что с существенным отрывам по росту цен на жилье лидирует Северный округ и особенно те районы, в том числе Коптево, которые получили возможность избавиться от пробок.