Появившийся после принятия закона о защите чувств верующих фейковый проект закона о защите чувств неверующих вызвал в сети очередную волну обсуждения этого животрепещущего вопроса.
Среди прочего участники дискуссий на некоторых форумах задаются вопросом — а есть ли у атеистов вообще чувства? Если люди утверждают, что души у них нет, а после смерти из них «лопух вырастет» (Базаров, «Отцы и дети» И.С. Тургенева), то какие у них могут быть чувства!
Поскольку вопрос этот выглядел как вполне серьезный, налицо необходимость свериться с определениями. Что же такое чувство и нужна ли для него душа — или вера в то, что она у тебя есть.
Итак, согласно толковому словарю Ожегова, чувство —это «осознанное отношение к чему-нибудь».
Осознанное отношение к чему-нибудь, очевидно, есть у всех особей, обладающих сознанием. Другой вопрос, насколько это отношение уязвимо, и что способно его оскорбить.
По словарю в редакции Ушакова, чувство — «психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает», а также «внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».
Словарь Даля определяет чувство как «состоянье того, кто чувствует что-либо», значение глагола у него при этом — «познавать нравственно, внутренно, понимать, сознавать духовно, отзываясь на это впечатленьями».
Два последних определения содержат еще одно нуждающееся в уточнении понятие — «духовность». Является ли духовность атрибутом религиозного сознания? Не обязательно. В психологии под духовностью принято понимать некий высший уровень развития личности, способной подняться над эгоистическими интересами, сделав выбор в пользу общечеловеческих ценностей.
В психологии же чувства обычно описывают как свойственную человеку способность реагировать на явления окружающей действительности, проявляя субъективное эмоциональное отношение к ним. Чувства — как их понимают психологи — по сравнению с собственно эмоциями и ощущениями являются более устойчивыми и определяют личность человека.
В общем, вроде бы понятно, что чувствами обладают все люди, вне зависимости от своих убеждений.
Тем временем, глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, хотя и заявил о готовности разработать законопроект о защите чувств атеистов, но в наличии у них способных оскорбляться чувств, видимо, сомневается.
«Атеисты не являются религиозной организацией. У них нет такого сакрального понятия, как “Бог”, поэтому, в чем ущемление их чувств, непонятно».
Мне вот непонятно, почему для того, чтобы чьи-то чувства были ущемлены, у него должны быть сакральные понятия.
А также непонятно, почему наличие у кого-то сакральных понятий делает его чувства важнее чувств тех, у кого их нет — если даже не вдаваться в исследование определений слова «сакральный» и выяснение, действительно ли у неверующих нет ничего святого. В общечеловеческом смысле.