Корпорация Google, чей бизнес состоит в том, чтобы собрать всю информацию во вселенной, а затем использовать ее для продажи рекламы, интенсивно работает над созданием принципиально новой технологии, известной как Project Glass.
Идея очевидна: раз уж мы постоянно используем компьютеры и телефоны как интерактивный справочник и навигатор, то делать это лучше напрямую. Вместо того, чтобы смотреть на экран планшета, двигаясь по городу, можно будет просто надеть очки, которые укажут вам маршрут. Они же расскажут о местных достопримечательностях, дадут информацию о ближайших ресторанах, покажут, нет ли в радиусе километра ваших друзей. А при встрече с незнакомым человеком, скажем, на профессиональной конференции, представят список его научных трудов и заодно информацию со странички в Facebook.
Эта технология обречена быть востребованной и, возможно, очень скоро она будет формировать совершенно новые представления о правилах поведения в обществе. В самом деле, неприлично общаться с человеком, не ознакомившись предварительно его с его интересами, составом его семьи и породой его собаки. Так будут делать только отъявленные ретрограды. Большинство людей выберут путь прогресса. В сущности, это естественный путь развития - виртуальное с каждым днем труднее становится отличать от реального, и вот они наконец сольются в единое целое, предоставив нам новые возможности и создав новые риски.
У Google есть множество конкурентов, включая совсем небольшие фирмы, состоящие из нескольких разработчиков, которые пытаются опередить компанию и предоставить на рынок коммерческий продукт, способный создавать подобную «дополненную реальность». Соответствующие решения будут доступны в ближайшие пять лет, и тогда, боюсь, у человечества начнется совсем новая жизнь. Очки - только первый этап, за ними последуют линзы, а в финале с неизбежностью - имплантанты в мозге. Последствия такой технологической революции мы пока не можем представить даже в самых общих чертах.
Английский философ 17 века Джордж Беркли определил существование как функцию восприятия. «Esse est percipi, быть - значит быть воспринимаемым», - гласит его афоризм. Те, кто сдавал философию в университете, резонно считали подобные утверждения чем-то совершенно не связанным с реальной жизнью, примером метафизической болтовни. Так, наверное, и было до последнего времени, до тех пор, пока компьютерные технологии не предложили нам возможность модифицировать воспринимаемый мир по своему усмотрению.
Сегодня вопрос о том, что такое реальность, перестает быть предметом философских споров в ближайшей пивной, и становится источником политических, экономических и этических проблем, которые в коснутся всех жителей развитых стран. На первом уровне мы получим возможность дополнять реальность полезными сведениями за счет интерактивных очков. Но что будет потом? Ведь реальность можно не только дополнять, но и ретушировать, выбрасывая из нее фрагменты, которые нам не нравятся.
Принц Гаутама Будда однажды вышел из своего дворца и увидел вокруг себя бедность, болезни и смерть. Чувство сострадания, пережитое им, стало источником одной из самых богатых культурных традиций в истории человечества. Представим себе, что правильно настроенные очки от Google позволят нам исключать из своего восприятия все некрасивое и досадное - например, нищих, грязь на улице, символы социального неравенства. Каким будет общество, где нищета просто вычеркивается из мира, игнорируется на уровне кибернетической реконструкции реальности? Какой будет человеческая культура, в которой Будда никогда не сможет выйти из цифрового дворца?
Природа реальности очень пластична. Дети, играющие с iPad, привыкают к тому, что все поверхности обладают свойствами тачскрина. Глядя в обычное стекло, они пытаются увеличить картинку, раздвигая пальцы на поверхности. К каким этическим нормам и ценностям придут дети, привыкшие к дополненной и отретушированной реальности? В конце концов назойливых родителей можно будет «забанить» также легко, как это сегодня делается со спамерами в социальных сетях. «Быть - значит быть воспринимаемым» - эта фраза в таком мире звучит скорее как рекламный слоган, чем как метафизический тезис.
Вспомним о недремлющем государстве. Конечно, оно не будет сидеть сложа руки и наблюдать, как социальный мир ускользает из-под его контроля. Определенные виды дополненной реальности непременно окажутся под запретом, что в свою очередь породит черные рынки технологических решений по управлению восприятием. Но государство позаботится и о бедных. Вместо того, чтобы платить бюджетникам зарплату, не лучше ли раздать им очки, через которые они будут видеть свой мир комфортным для жизни? Население депрессивных моногородов сможет круглый год проводить на Гоа (хотя, конечно, для этого потребуется еще немного поработать над технологией). Если мы перестанем воспринимать бедность, исчезнет ли она? Вот вопрос, достойный метафизика, но, к несчастью, подлежащий в скором времени практическому разрешению политиками.
Давайте же пока наслаждаться старой доброй реальностью, знакомой с рождения! Нашими грубыми телами, нашим отвратительным климатом, всеми формами шершавого несовершенства, пока еще доступного нам без посредничества корпораций. Эта роскошь, возможно, будет уже неизвестна будущим поколениям.
Отредактировать воспринимаемый мир
Очки от Google позволят не видеть ни грязи, ни нищеты
Наверх