Митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова стали главным событием уходящего года. Написать о них успели многие. Однако есть один момент, который почему-то выпал из сферы всеобщего внимания. Постараюсь восполнить этот пробел.
Примерно в середине второго путинского срока общим местом стал тезис «Россия скатывается в новое средневековье». Дескать, чиновники, причем практически всех рангов, держат население за бесправных крепостных. Этот образ оказался настолько популярным, что даже был увековечен в романах Владимира Сорокина «День опричника» и «Сахарный Кремль».
Удивительно, но аналогию «современная Россия = средневековье» никто не использовал, описывая события последнего времени. А зря, поскольку анализ исторического опыта, правда, не столько Руси, сколько Европы, весьма поучителен. Особого внимания заслуживает история «коммунального движения», то есть борьбы городских жителей с феодальными сеньорами за самоуправление и независимость.
Как она протекала, можно понять, обратившись к хроникам Кельна. Сеньором этого города был архиепископ, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Впервые бюргеры выступили против его произвола в 1074 году. Поводом для этого стало повеление архиепископа достать для своего гостя корабль. Слуги клирика сочли подходящим судно, принадлежавшее местному купцу, после чего начали выкидывать за борт находившиеся на корабле товары, что грозило негоцианту финансовой катастрофой. Очевидно, что руководствовались они при этом той же логикой, что и, например, современный российский чиновник, заставивший рейсовый самолет задержаться до его прибытия, — «мне надо, а остальное неважно».
Первым за финансовое благополучие и честь семьи вступился купеческий сын, начавший драку со слугами архиепископа. Вскоре к нему присоединились и другие бюргеры. Все вместе они окружили архиепископскую резиденцию, начали забрасывать ее камнями, а самому клирику грозить расправой. В итоге архиепископу пришлось спасаться бегством.
Эта победа не была окончательной. Де-факто статус свободного города Кельн получил лишь в 1288 году, а де-юро и того позже. Тем не менее после первого бунта горожан против епископского произвола бюргеры постепенно обретали все больше свобод.
Аналогичные события происходили и в других городах. Среди наиболее распространенных требований, выдвигаемых бюргерами, было создание собственного, не сеньориального суда. Они полагали, что добиться справедливости в тяжбе с сеньором в подконтрольном ему же суде значительно сложнее, чем в независимом городском. В декабре 2011-го москвичи пеняли власти на то, что с жалобами на сопутствовавшие выборам нарушения приходится обращаться в инстанции, контролируемые теми же людьми, которые за эти нарушения ответственны.
«Коммунальное движение» в европейских средневековых городах набирало силу по мере роста их благосостояния. Прежняя система власти была не только унизительна, но и неэффективна, она мешала городам развиваться. И сегодня выходящие на улицу россияне — это не люмпены, а средний класс, страдающий из-за юридической незащищенности, которая подталкивает их к мыслям об эмиграции.
Борьба за вольности в Европе шла по-разному, но итог ее был один: города становились свободными, сеньоры теряли власть. Это должно обнадеживать всех, кто выходил на улицы Москвы, требуя честных выборов. Остается надеяться, что в отличие от средневековых борцов за свои права россиянам не придется для этого прибегать к насилию. Все-таки XXI век на дворе.
Сердитые горожане Средневековья
Борьба за вольности в Европе шла по-разному, но итог ее был один: города становились свободными, сеньоры теряли власть. Это должно обнадеживать всех, кто выходил на улицы Москвы
Наверх