В Москву идею этого бизнеса привез предприниматель Роман Ильканаев. О каршэринге он узнал в Вене, где живет его семья. Вместе с предпринимателем Салимом Якубовым они создали ООО «Ситикар», закупили автомобили и оборудование и разработали приложение AnyTime для смартфонов, с помощью которого можно арендовать машину. Сервис начал работать в мае. Сейчас в парке компании находятся порядка 70 автомобилей трех марок — BMW, Volkswagen и Chevrolet. «Мы планируем закупить больше машин. Среди наших постоянных клиентов уже около тысячи человек. В основном это москвичи, но услугой пользуются и иностранцы», — рассказывает директор по маркетингу Анна Деткова.
Машину можно арендовать как на 10 минут, так и на несколько суток. Клиент платит лишь за то время, пока он пользуется автомобилем. В отличие от обычной аренды вам не надо ехать в офис компании, чтобы забрать машину. На интерактивной карте Москвы, которую можно найти на сайте компании и в мобильном приложении, указаны все свободные машины, припаркованные в городе. Возвращать машину на то место, где вы ее взяли, тоже не нужно. Не придется и тратить деньги на бензин: в машине будет лежать топливная карта, которую необходимо предъявить на заправке.
Чтобы воспользоваться автомобилем, необходимо зарегистрироваться на сайте и подписать договор. А после активации аккаунта скачать приложение на телефон или планшет. Оно позволит бронировать автомобиль, открывать и закрывать аренду и перечислять деньги на счет, которые будут списываться во время пользования автомобилем. Забронированная машина будет ждать клиента 20 минут, а если она слишком далеко, то можно заказать доставку автомобиля к работе или дому.
Открыть и закрыть машину необходимо с помощью приложения. Внутри пользователя будут ждать ключи, навигатор и топливная карта. Система, установленная в автомобиле, распознает владельца, а диспетчер будет знать, кто находится в машине и куда он движется. Как только клиент доезжает до пункта назначения и нажимает на телефоне кнопку «закрыть», с его счета списываются деньги. У компании есть несколько тарифов — поминутная, почасовая и посуточная оплата. Так, аренда на час обойдется в 594 рубля, а на 10 минут — в 99 рублей.
«Если пользователь попадает в аварию не по своей вине, то он ничего не платит. Но основное условие – вызов инспектора ГИБДД и получение всех справок. Если пользователь сам виноват в ДТП, то его ответственность ограничивается 15 тыс. рублей, даже если сумма повреждений больше. Если пользователь не оплатил парковку, то штраф приходит нам, а мы его выставляем клиенту. Аналогично в случае с эвакуацией автомобиля», — объясняет Анна Деткова.
Герман Фоменко, 29 лет, работает в маркетинге:
Летом я гулял с друзьями по центру Москвы. На Чистых прудах я увидел машину с рекламными надписями на стеклах. Мне показалось, что это крутая идея. Сейчас у меня нет своей машины – продал ее больше года назад. До этого у меня были и отечественные автомобили, и иномарки. Я пришел к выводу, что любая машина, будь она дешевая или дорогая, всегда одинаково обходится по времени и деньгам. За ней надо ухаживать, ее надо возить на мойку, менять резину, а если ломается – чинить. Это некий набор дополнительных хлопот, который идет в комплекте к любому автомобилю. Именно поэтому меня заинтересовала услуга каршэринга. Это удобно: всегда есть автомобиль, который позволяет передвигаться по городу, и в то же время нет никаких проблем, связанных с обслуживанием машины. Я могу сесть в нее в любом месте и в любое время, доехать, поставить и забыть. Хотелось бы, чтобы в Москве такого сервиса было больше. В Европе он работает повсюду, не только в каком-то одном городе или отдельной стране. Находясь в определенном городе, можно зайти на сайт и узнать, что машину нужно перегнать именно в тот город, в который ты едешь. Тебе еще и заплатят за это.
Виктория Кубатьян, 19 лет, маркетолог:
Я начала пользоваться этой услугой пару месяцев назад. Посоветовал коллега. Он уже давно пользуется каршэрингом. Последнее время я часто беру машину, использую на выходных, или чтобы доехать до работы. У меня есть своя собственная машина, но она очень много ест бензина, и мне выгоднее взять машину напрокат. К тому же она обходится дешевле, чем такси.
Игорь Зубов, 46 лет, предприниматель:
— В Европе я каршэрингом не пользовался, но часто видел в разных крупных городах похожие модели. О том, что в Москве начала развиваться эта услуга, я узнал через интернет. Меня это заинтересовало. В Москве у меня машины нет, она осталась в другом городе. Перевозить ее сюда не было смысла. Я часто пользуюсь услугами такси и беру машины напрокат в обычных компаниях, например, Europcar. Каршэрингом я пользуюсь примерно раз в месяц, если нужно куда-то съездить по делам, куда неудобно добираться на общественном транспорте. По ценам машина напрокат и каршэринг сопоставимы, но модель каршэринга мне нравится тем, что не надо каждый раз заключать договор. Я могу взять машину в любой точке Москвы и оставить ее там, где захочу. А у компаний по аренде машин в Москве, как правило, есть только одна точка, где я могу взять машину и только там ее сдать.