Анна Бичевская главный редактор проекта для путешественников iknow.travel
— С чего началась история ваших путеводителей?
— Два года назад мы запустили проект iknow.travel, основанный на инсайдерской информации жителей разных стран о местах, которые не указаны в туристических путеводителях. Сама я, приезжая в каждый новый город, пытаюсь в первую очередь нащупать его пульс, представить, каково в нем жить. Достопримечательности — хорошо, но они не позволяют целиком прочувствовать местную атмосферу. С помощью нашего проекта любой желающий может воспользоваться уже готовым маршрутом с подборкой лучших мест (кафе, баров, магазинов, галерей и т.д.) или проложить свой путь самостоятельно, после чего скачать все на айфон и пользоваться подборками и картами без интернета.
Буквально на днях мы выпустили мобильное приложение для айфона. Пока что оно бесплатное, но в дальнейшем мы планируем ввести систему подписки. Friendly Moscow, по сути, то же самое, только про Москву. Над этим проектом работала большая команда авторов, фотографов под предводительством Кати Трофимовой — нашего директора по спецпроектам. Вместе с сайтом появилось приложение, оно платное и стоит 229 руб. Все наши приложения мы делали вместе с A&P Media во главе с Олегом Ставицким.
— Почему решили обратить внимание на родину?
— Лично для меня очевидно, что Москва — очень недружелюбный и пока не приспособленный для путешественников город. Наши соотечественники в большинстве своем не знают иностранных языков, не улыбаются и тяжело идут на контакт. Я достаточно долго слушала истории о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются гости города, и каждый раз испытывала неловкость за свою страну. Поэтому у меня возникло желание хоть как-то улучшить ситуацию.
Я постоянно отлавливала иностранцев в столичных кафе и на салфетках писала им названия мест, которые нужно посетить в Москве. Мои друзья тоже постоянно составляли списки мест для своих зарубежных друзей. В прошлом году натолкнулась в Лиссабоне на районные гиды (маленькие карманные путеводители по разным районам города), и у меня родилась мысль сделать что-то подобное у нас. Эта мысль долго бродила в моей голове, пока наконец не приняла законченную форму. Причем стало понятно, что нужен не очередной путеводитель по городу, а гид по людям, которые создают новую, «другую» Москву, дружелюбную для путешественников.
— Что вы подразумеваете под «другой» Москвой?
— За границей, общаясь с иностранцами, я из раза в раз замечала когнитивный диссонанс, возникавший у людей при словах «Я из России». Они просто не могли поверить в то, что есть «другие» русские. Продвинутые, скажем так. Именно таких людей и их проекты в столице мне хочется показать зарубежным гостям. FriendlyMoscow — проект не столько про лучшие места в городе, сколько про инициативных горожан, которые делают столицу более приветливой и меняют стереотипное отношение иностранцев к России в целом.
Я постоянно отлавливала иностранцев в столичных кафе и на салфетках писала им названия мест, которые нужно посетить в Москве
— О каких местах и людях идет речь? Каковы критерии их отбора для проекта?
— Сейчас на сайте 120 мест. Каждое из них обсуждалось и было одобрено всеми членами команды Friendly Moscow, состоящей из журналистов, фотографов и других неравнодушных к городу людей. Более того, прежде чем внести место в список Friendly Moscow, мы общаемся с его владельцами или представителями, договариваемся о социальном партнерстве. Задача, которую мы изначально ставили перед собой, окутать Москву сетью дружелюбия, а не создать очередной рейтинг модных заведений. Все места в списке проекта дружелюбны к иностранцам, готовы помогать им и отвечать на любые вопросы.
В остальном проект, по сути, «вкусовщина», и мы вовсе не претендуем на какую-то объективность. Friendly Moscow в первую очередь наш выбор, который мы никому не навязываем. Скоро все витрины и входные двери мест, принявших участие в проекте, будут отмечены наклейками, которые являются опознавательным знаком: «место крутое, с классными людьми». В следующем году мы также планируем выпустить бумажные карманные гиды по Москве, которые будут распространяться в заведениях из списка Friendly Moscow.
— Есть еще какие-то планы на будущее?
— У нас есть глобальная идея «разродиться» когда-нибудь фестивалем Friendly Moscow, потому что по опыту наших дворовых вечеринок Stay Hungry могу сказать, что такого рода мероприятия вызывают большой интерес не только у москвичей, но и у гостей столицы. Возможно, это будет большой фестиваль уличной еды, наше Рождество или Масленица «на экспорт», к примеру.
Кроме того, в ближайшее время мы расширим проект подробными гидами по Петербургу и Киеву. Есть планы охватить всю Россию, но без сильного партнера, боюсь, это будет сделать сложно. Что сделаем точно, так это выведем iknow.travel на международный уровень, потому что информация, собранная нами по разным городам мира, интересна и полезна не только для соотечественников, но и для жителей других стран.