Дмитрий Князев заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы
— Представим распространенную ситуацию. Я хочу открыть свое дело, но у меня нет ни опыта, ни капитала — только общая идея будущего бизнеса. Чем вы мне можете помочь?
— Чтобы общая идея стала бизнесом, ее нужно детализировать. Я бы посоветовал вам пройти обучение по одной из бесплатных образовательных программ для новичков, которые проводит департамент, например «Начни свое дело» или «Подготовка и реализация бизнес-плана». Там вам дадут возможность протестировать свою идею среди профессионалов и подготовить качественный бизнес-план, без которого дальше вы и шагу не сможете ступить.
— Как организованы занятия?
— Людей в новые группы набирают практически круглогодично. Занятия можно совмещать с работой: есть вечерние группы и группы выходного дня. Все они разные по продолжительности. Занятия проходят либо в коворкинг-центрах, либо в филиалах ГБУ «Малый бизнес Москвы». В год через наши образовательные программы (почти все они бесплатные) проходит примерно 10 тыс. человек.
— Что нужно начинающему бизнесмену сделать дальше?
— Разработав бизнес-план и разобравшись в том, как презентовать идею инвесторам, можно переходить к следующему шагу — поиску финансирования. Если вы хотите получить поддержку города, нужно прийти в любой из 11 филиалов ГБУ «Малый бизнес Москвы» и обсудить свой проект с консультантом. Дальше вы можете принять участие в конкурсе на получение субсидий для начинающих предпринимателей, а это 0,5 млн руб. поддержки.
— Кто решает, кому выделить эти деньги?
— В Москве регулярно проходят финансовые комиссии, на которых рассматриваются заявки на получение субсидий. В комиссии 12 человек, из них только двое — чиновники, представляющие город, остальные — бизнесмены.
Чтобы выступить перед членами комиссий, вы должны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставить копии уставных документов и бизнес-план. Встать в очередь вам поможет тот же консультант из ГБУ. Важный момент — должно пройти не больше двух лет с момента регистрации юрлица или ИП, чтобы вы считались начинающим предпринимателем.
Ваша задача — учесть к заседанию комиссии замечания консультанта по проекту и на комиссии продемонстрировать, что проект жизнеспособен.
Город заинтересован в проектах, одновременно отвечающих четырем критериям. Во-первых, бизнес должен создавать новые рабочие места с достойной оплатой. Во-вторых, производить востребованные жителями и городом услуги или продукцию (и это нужно подтвердить в маркетинговом исследовании — составной части бизнес-плана). В-третьих, предприниматель должен доказать членам комиссии, что его бизнес-модель устойчива и позволяет вернуть в виде налогов сумму полученной субсидии. И последнее, предприниматель должен быть готов инвестировать в свой проект сумму, как минимум равную городской субсидии, то есть 0,5 млн рублей.
После выступления предпринимателей комиссия дает заключение по каждому проекту с юридической и финансовой оценками заявки.
Информация о тендерах регулярно вывешивается в интернете — сориентироваться легко. Если вы производите продукты и услуги, которые действительно нужны городу, не пропадете!
— Расскажите подробнее, как проходят заседания комиссии.
— Все очень прозрачно: на заседание может прийти любой желающий и вживую посмотреть на выступления предпринимателей. Кроме того, за ходом работы комиссии можно наблюдать и в интернете.
На каждой комиссии мы рассматриваем примерно 100–150 заявок. После обсуждения проекта проходит прямое, открытое голосование. Когда все проекты рассмотрены, комиссия составляет протокол, в котором указано, на какие из них она рекомендует департаменту выделить финансирование, а на какие нет. Предприниматель, получивший положительную рекомендацию, заключает с департаментом договор и получает деньги на счет. За весь прошлый год мы одобрили более 500 заявок. Те, чьи проекты не прошли с первого раза, могут доработать их и вновь подать заявку.
Вероника Пешкова, управляющий партнер Института экспериментальной экономики и финансов МГУ, организатор конференции «Бизнес в большом городе: Как получить поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса»
— Западные исследователи подразделяют начинающих предпринимателей на три категории. Первая — те, кто идет в бизнес, чтобы реализовать свои идеи и дать миру что-то новое: для них важна экспансия. Вторая — те, кто вынужденно выбирает предпринимательство, поскольку их по каким-то причинам не нанимают на работу: таких людей интересует стабильный доход, сопоставимый с тем, который они имели бы, работая по найму. Третья — самозанятые фрилансеры, которым нужен гибкий и ненапряженный рабочий график. Исследования и практика показывают, что лучше всего поддерживать тех, кто хочет в бизнесе реализовать свою идею: вложение именно в этих людей дает лучший результат.
— Допустим, предприниматель получил субсидию. Нужно ли возвращать эти деньги?
— Отдавать деньги напрямую не нужно, но предприниматель берет на себя обязательство за несколько лет вернуть городу в виде налогов сумму, равную полученной субсидии. Это не чрезмерное требование: любая предпринимательская деятельность сопровождается выплатой налогов, и прямая обязанность предпринимателя — вовремя отчитываться о них.
— А что если не получается вернуть деньги даже в виде налогов?
— Нужно обратиться в департамент с просьбой пересмотреть условия договора, и тогда этот вопрос тоже рассмотрит финансовая комиссия. Среди начинающих предпринимателей, получивших от нас субсидии, не больше 20% просят о пересмотре сроков. Мы практически всегда идем навстречу.
Если проект не реализуется, мы вынуждены настаивать на возврате денег в бюджет. Иногда это приходится делать через суд. Программа действует уже более десяти лет, и сейчас в суде находится не больше 40 дел.
Сейчас однозначно наметился тренд — построив хорошую корпоративную карьеру, сотрудники крупных компаний лет в 30–35 начинают развивать собственный бизнес
— Как еще вы можете поддержать малого предпринимателя?
— Помимо курсов для начинающих бизнесменов есть специализированные программы по финансовому менеджменту, маркетингу, ведению бухучета. Есть группа программ, направленных на развитие коммуникативных навыков: мотивация персонала, психология управления. Также мы предлагаем льготные микрозаймы, компенсацию процентной ставки (если предприниматель взял кредит в банке), компенсацию лизинговых платежей. Мы даем субсидии и на реализацию услуг и продуктов, то есть компенсируем выставочные затраты, оплачиваем бизнесменам стажировки на зарубежных предприятиях. В этом году размер всех выданных субсидий составит почти 750 млн руб. Частично это деньги из московского бюджета, частично из федерального.
Читать, как открыть свое уличное кафе за 5 тыс. рублей
— В каких сферах городу нужны предприятия?
— Есть факторы, на которые нельзя не обратить внимание. Во-первых, в Москве живет 12 млн человек, и их всех нужно обслуживать. Городу нужны химчистки, булочные, прачечные, ремонтные мастерские, детские клубы, парикмахерские, которые да, не очень прибыльны на старте, но если правильно наладить дело, они обеспечат стабильный доход. В городе есть запрос на заведения разного уровня: от эконом- до люкс-класса. Растет спрос на IT-специалистов и предпринимателей-инноваторов, которых мы тоже поддерживаем. Если вы совсем новичок и хотите набраться опыта, имеет смысл сначала поработать по франшизе: на нее мы тоже даем субсидии.
Кроме того, в Москве самый большой госзаказ по России — мегаполису нужно обслуживать городскую инфраструктуру: чинить крыши, ремонтировать дороги, прокладывать трубы. Информация о тендерах регулярно вывешивается в интернете — сориентироваться легко. Если вы производите продукты и услуги, которые действительно нужны городу, не пропадете!
— Есть ли среди участников конференций «Бизнес в большом городе» предприниматели, которым удалось открыть или развить бизнес в Москве благодаря вашей поддержке?
— Вот несколько примеров. Выпускники Бауманки основали инжиниринговую компанию «Изобреталь-комфорт» и разработали складной пандус для инвалидных и детских колясок, который убирается под лестницу и никому не мешает, но при необходимости его можно легко установить.
Сейчас однозначно наметился тренд — построив хорошую корпоративную карьеру, сотрудники крупных компаний лет в 30–35 начинают развивать собственный бизнес. Например, Денис Глебов — один из тех, кто выводил компанию «Мечел» на IPO, запустил информационную систему iParking-Online, где без труда можно найти и платную, и бесплатную парковку в Москве хоть для велосипеда, хоть для тягача с прицепом.