20402
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22737
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8083
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6699
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12029
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9493
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7475
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7910
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4045
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4379
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2857
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2919
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3168
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5568
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4060
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Выйти за рамки художественного пространства

Все материалы сюжета Рисунки на стенах

Галерист и художник — о двух полярных ипостасях уличного искусства

Микаэла

Марат Гельман, галерист, директор музея современного искусства PERMM

— Можно ли считать граффити искусством? И если да, есть ли ему место в музеях и галереях?

— Лукавый вопрос… Конечно, есть люди, которые говорят: если это на стену не повесить — разве это искусство? Но сегодня художник говорит на разных языках, и если он делает граффити, перформанс или даже просто строит дом — все это может быть искусством. Хорошим или плохим — это уже другой вопрос. Что касается того, можно ли его выставлять в галереях, на самом деле, ответ на это в истории уже есть. В 1980-х годах в Нью-Йорке жил такой очень известный художник Жан-Мишель Баския, соратник Энди Уорхола, сейчас заборы, которые он расписывал, восстанавливают, выпиливают, они находятся в Музее Метрополитен и других американских музеях. Так что если это действительно видный художник — его граффити не дадут пропасть. Была такая история с его граффити на стене одного дома: когда этот дом разрушали, стену с рисунком закрепили, придумали для нее специальную раму, и саму работу удалось сохранить. Да, стремление художника уйти от рынка иногда приводит его на улицу, к этому толкает его стремление к прямому высказыванию, к диалогу с публикой. Но художественная среда очень гибкая, она умеет все это интегрировать в себя, так что если сделанная граффитистом вещь представляет собой музейный проект, то она и оказывается в музее.

Граффитисты — безусловно, нарушители. Но если работа действительно сильная — это нарушение снимается

— К слову, об идеях, которые используют для своих работ российские художники — в прошлом году в Перми было граффити с «плачущим» нефтяными слезами Путиным, вы писали в своем блоге в ЖЖ, что хотели бы найти его автора. Это удалось?

— Да, мы его нашли, более того – он даже у нас выставлялся, когда в феврале я делал выставку «Вектор Перми». Правда, он продолжает скрывать свое имя, выступает под ником Sad Man, «Грустный Мужчина». По-моему, кроме меня, его до сих пор так никто и не знает. Вообще художественная среда достаточно сложно выстроена — есть конкурсы, премии, ярмарки, если художник хочет общаться с публикой в обход всего этого, для него лучший путь — выйти на улицу. На Украине Ющенко, будучи президентом, рисовал на заборе. Так как он по образованию, как известно, художник — видимо, таким образом, он тоже пытался общаться напрямую с народом. С точки зрения приближения искусства к народу у граффити долгая история — начиная с фресок и наскальной живописи…

— Говорят, что у любого искусства есть индустрия продажи и продвижения. Есть ли она у граффити?

— Нет, здесь все-таки скорее антирыночная стратегия. Недавно мы делали выставку «Anonymous» (выставка прошла в Пермском музее современного искусства PERMM в ноябре, в ней участвовали 34 художника. Большинство из них изобразило на своих работах обезличенных персонажей – «МН»). На ней как раз было показано, что есть несколько стратегий, которые художник может использовать на рынке искусства. И анонимность — это абсолютно антирыночная стратегия, все-таки рынок построен на брендах, именах, а здесь художники свои имена скрывают под кличками или никами. Но существует и другой рынок, который для России сейчас особенно актуален — наши города трудно быстро изменить в архитектурном плане, для этого нужны десятилетия, поэтому граффитистов часто приглашают работать на заказ. Два года назад у нас был еще один проект, фестиваль под названием «Длинные истории Перми», когда мы провели конкурс среди художников, заплатили всем гонорары, и они разрисовали заборы — это даже стало культурным достоянием города, пермские жители очень любят этот проект. Но это не художественный рынок, когда произведение сначала делают, а потом выставляют на продажу. Скорее, оформительский — когда художника приглашают для выполнения определенной работы.

В рамках фестиваля «Длинные истории Перми» приглашенные уличные художники оформили объекты городской инфраструктуры, реанимировав унылую городскую среду

— А если бы вам предложили курировать выставку граффити — вы бы взялись за такой проект?

— Мы уже делаем, вот в июне в Перми будет фестиваль уличного искусства. Конечно, выставку граффити надо делать на улице, ведь часто художник не просто рисует на стене, а использует особенности этой стены, моста, части города, так что в выставочные залы это может попасть только в виде фоторепортажа. Есть, кстати, еще одна форма, которая часто используется: когда рядом со стенами, расписанными граффити проводят соревнования по брейк-дансу или рэпу — для такой субкультуры это уместнее, чем что-либо другое.

— Как в этом случае быть с претензиями обывателей к «незаказанному» искусству? К самым скандальным его проявлениям часто относятся снисходительно, если оно не выходит за пределы галерей. Но на уличной выставке граффити неминуемо вторгнется в жизнь почтенных граждан…

— Да, это правильное соображение — ссылаясь на наш большой пермский опыт, могу сказать, что к работам, которые выставляются на улице, относятся менее терпимо, чем к тем, которые находятся внутри помещения. В музее ты можешь повесить табличку «детям до 16» и выставить обнаженное тело, а на улице работу увидят раньше, чем эту табличку — так что в этом подходе есть смысл. И граффитисты — безусловно, его нарушители. Но если работа действительно сильная — это нарушение снимается. Выйти за рамки художественного пространства — для любого творца это естественно. А общество, наоборот, стремится его ограничить — такой уж это процесс, кто-то в нем выигрывает, кто-то нет.

Для стрит-арта идеально, когда сам город работает как музейное пространство, когда стирается грань между городской средой и музеем. Тогда пропадает и граница между обывателем и художником

— Насколько граффити сейчас остается актуальным, по-вашему? И как оно будет развиваться дальше?

— Мне кажется, что Россия сегодня — страна, где граффити максимально востребовано. За счет того, что страна неухожена, перестраивается, в городах много таких мест, которые просто просятся, чтобы с ними поработал художник… Поэтому я думаю, что взлет граффити, как это было когда-то в Мексике, сейчас должен произойти и в России. Есть замечательные проекты с оптическими эффектами, когда художники тоже рисуют на стенах, но уже не с помощью красок, а с помощью проекторов, лучей, лазеров — так что эта история еще не закончена.

Микаэла, художница, феминистка, активистка

— Почему граффити? Это просто метод?

— Сошлись несколько причин. Первая, самая простая — у меня был опыт работы в трафаретной технике, то есть я просто стала делать активистские проекты, используя уже наработанные навыки. Вторая причина в том, что граффити — это независимая художественная техника, любой человек может сделать граффити там, где ему нравится, и высказаться о том, что именно для него важно.

— Создавая очередное произведение, вы учитываете тот культурный багаж, который этому методу сопутствует?

— История граффити — это в том числе история завоевания города обычными людьми, присвоения своего города себе. Это так же история политического сопротивления (например, написанные на стенах лозунги во время политических протестов конца 60-х в Европе и США).

— В этом контексте что значит ваша анонимность?

— Это способ себя обезопасить. То есть в прямом смысле: не попасть под административную статью. И в психологическом — снизить социальное давление.

— Возможна ли музеефикация граффити? Когда ваши работы попали на выставку, это как-то изменило их статус?

— Я думаю, что для стрит-арта идеально, когда сам город работает как музейное пространство. Точнее, когда стирается грань между городской средой и музеем. Тогда пропадает граница между «обывателем», «пассивным потребителем» и «активным художником». Поставить под вопрос эти границы — и есть один из смыслов существования стрит-арта. Хороший пример — Пренцлауберг, это район Берлина, где, кажется, на каждый метр улицы приходится по талантливому рисунку. Это одновременно и жилой район, и достопримечательность, очень важная для Берлина; в некотором смысле это музей, но только живой, изменяющийся.

Но Москва — не Берлин, тут могут стереть даже очень красивое граффити, среда и политический климат очень агрессивны. Любая нестандартная игра с образами кажется опасной.

Риск получить агрессивный ответ есть в любом активизме. А для меня стрит-арт — просто еще один вариант активизма, очень выразительный и сильный

Я была удивлена, когда меня позвали в «настоящее» выставочное пространство, сначала на «Феминистский карандаш», потом в музей Мухиной. Я, конечно, согласилась, потому что мне было интересно и очень хотелось, чтобы «Народоволок» увидело как можно больше женщин. Это был важный для меня опыт, т.к. я не представляла себе всей внутренней галерейной кухни. Изменился ли статус моих работ от попадания в выставочное пространство, я не знаю. У меня не было ощущения, что мои работы что-то потеряли или приобрели. По-моему, у художественной работы может быть, например, статус «цельная осмысленная работа» или «работа не пойми о чем». Этот статус не меняется от того, выставлялась ли работа в престижной галерее.

— Каков срок жизни ваших работ?

— Большую часть моих работ закрашивают довольно быстро, они существуют от двух недель до нескольких месяцев. Поэтому я стараюсь сразу фотографировать для архива и для отчета в интернете. Только тот стенсил, что внутри моего подъезда, уже год не трогают. К тому, что работы закрашивают, я достаточно спокойно отношусь, потому что это условия работы. Когда ты выносишь свое высказывание, свой рисунок на улицу, ты вступаешь в диалог с жителями города, и реакция может быть часто агрессивной, безразличной, обесценивающей. Так как я часто делаю что-то недалеко от дома, я вижу, что мои трафареты в целом закрашивают чаще, чем обычные аполитичные тэги, которые иногда вообще не трогают. Неприятнее всего было, когда рядом с Винзаводом закрасили подписи под «Народоволками», оставили только лица, что полностью нивелировало политический смысл проекта. При этом, насколько я поняла, мой ник закрасил гораздо более известный, чем я, граффитист и лектор Кирилл Кто, а подписи под портретами — кто-то из его знакомых художников. Эта история действительно меня разозлила — и потому, что это сделали сами художники, и потому, что стерто было именно политическое содержание. ОК, тебе нужно место — закрась, сделай поверх. В таких случаях хочется пойти самой залить все краской, чтобы не висела покалеченная работа, но не всегда физически есть возможность.

«Для меня граффити — просто еще один вариант активизма, очень выразительный и сильный»

Но риск получить агрессивный ответ есть в любом активизме. Когда ты выходишь на пикет, тебя могут оскорбить или избить. Активизм же всегда концентрируется на точках напряжения, на чем-то, где есть проблема, уязвимость, несправедливость. Чем громче о социальных проблемах говоришь, тем больше вероятность, что реакция будет агрессивной. Реакция на все последние ЛГБТ-акции тому хорошее свидетельство. И активизм, и стрит-арт — это вторжение в социальное пространство. Не только граффити, вообще стрит-арт в своих самых разных проявлениях — от стикеров/объявлений до огромных расписанных стен. Для меня это просто еще один вариант активизма, очень выразительный и сильный.

— Корни граффити – в банальном вандализме. Вас это не смущает?

Я не согласна с тем, что корни граффити — в банальном вандализме. И само понятие «вандализм» я бы не назвала банальным. В этом понятии есть важная политическая составляющая. Власть всегда стремится навесить негативный ярлык на независимую инициативу, если ее невозможно подчинить. Под словом «власть» я имею в виду не только государственную машину и какие-то конкретные постановления/запреты, но и более тонкие механизмы как их определял Фуко — например, патологизация и психиатризация «неразумного», необычного поведения, «ненормативной» сексуальности. Если люди запуганы и боятся сделать что-то новое или необычное — это тоже механизм власти, пусть даже нигде не написано «запрещается», все равно работает самоцензура. Поэтому когда «вандализмом» называют граффити, я вижу в этом попытку обесценить свободное художественное течение, которое настолько свободно, своеобразно и неконформно, что его невозможно контролировать. В стрит-арте много спонтанности, то есть как раз того, что любая авторитарная культура старается изгнать, запретить или, если не получается, назвать «глупым», «подростковым», «неразумным», «варварским».

Надо перестать считать, что есть кто-то, кто лучше знает, какими должны быть вокруг тебя стены. Не хочешь серую бетонную стену — нарисуй на ней оленя

Я думаю, что корни граффити, как и любого искусства — в наскальных рисунках, когда на стене пещеры люди оставляли отпечаток своей руки. Корни в желании оставить на стене свой след и, таким образом, создать символ человеческого присутствия. Дело в том, что пространство, в котором мы живем, в очень большой степени обезличено. Улицы, по которым мы ходим — они как будто ничьи, никому не принадлежат. Точнее, мы привыкли считать, что они принадлежат или государству (привет от СССР) или коммерческим структурам. И нас научили отдавать свое право говорить на улицах государству или рекламе. Но в городе живем мы — люди, и это общее пространство — для нас, поэтому мы можем влиять на него и изменять его. Я не верю в то, что людям интересны государственные постановления и реклама. Я думаю, что людям интересны сами люди. На самом деле, это то, на что мы, горожане имеем полное право — говорить в общественном пространстве о своих проблемах или о радостях. Вообще о том, что важно. Мы можем менять город вокруг, потому что это наш город, и если мы начнем это — тогда город вправду станет нашим. Это еще один важная идея арт-активизма — перестать считать, что есть кто-то, кто лучше знает, какими должны быть вокруг тебя стены. Не хочешь серую бетонную стену — нарисуй на ней оленя. За этим стоит идея того, что ты сам отвечаешь за свой мир, и да, в том числе за стену, мимо которой дети идут в школу. Я делаю ровно это — говорю в общественном пространстве о том, что мне важно.

Другие мнения в сюжете «Рисунки на стенах»