«Наша концепция — открыть город всем желающим, уйти от образа лубочных бородачей-краеведов», — сказал «МН» советник главы Мосгорнаследия Николай Переслегин. Решение о радикальном расширении программы «Выход в город» было принято по результатам записи на экскурсии в предыдущие два полугодия. «Если вы попытаетесь зарегистрироваться на одну из наших экскурсий, поймете, что переполняемость чрезвычайно высокая, уже через полчаса запись закрывается», — отметил чиновник. То, что ежедневно можно набрать более 20 групп экскурсантов, видно из статистики сайта проекта, заявил Переслегин.
По условиям объявленного конкурса на 25 млн руб. победитель должен будет до конца года проводить ежедневно по 23 экскурсии на 30 человек каждая (всего — 1962 пешеходные прогулки, остальные — автобусные и велосипедные).
Тендерная заявка на новый сезон «Выхода в город» уже вызвала резонанс в кругах столичных градозащитников и краеведов. «Как представить себе сразу 23 экскурсовода, ежедневно бороздящих просторы Москвы?» — удивляется координатор общества защиты памятников архитектуры MAPS Марина Хрусталева. Действительно, по опыту краеведческих экскурсионных проектов подобная цифра выглядит фантастикой. О подрядчике прошедших сезонов «Выхода в город» компании «Вега» гиды также вспоминают без энтузиазма: фирма запомнилась многочисленными накладками и задержками с выплатой гонораров.
«У нас самих много нареканий к «Веге», — заявил «МН» Николай Переслегин. Он надеется, что победитель нового тендера, кто бы он ни был, сможет «саккумулировать лучших гидов, чтобы общение с ними само по себе было радостью», и проведет новый сезон на куда более высоком уровне. При этом Хрусталева подозревает, что «Вега» может выиграть и новый конкурс — у других нет и такого опыта в организации прогулок. Связаться с «Вегой» «МН» не удалось — телефонов экскурсионного бюро с таким названием в открытом доступе нет.
Кто бы ни оказался победителем тендера, ему предстоит переформатировать рынок московских экскурсий. «Найти гидов на такое количество прогулок возможно, но это не будут известные и квалифицированные люди, — говорит Ася Аладжалова, куратор проекта «Москва, которой нет». Впрочем, подрядчик «Выхода в город» может пойти по простейшему пути и взять на субподряд существующие экскурсионные проекты — так, что все прогулки будут проходить под единым брендом Мосгорнаследия. «О таком варианте можно говорить, но важны условия, купить нас будет достаточно дорого», — сказал «МН» Александр Усольцев, куратор «Прогулок по Москве».
«Платные и бесплатные экскурсии — очень разные проекты», — считает искусствовед Николай Васильев, сотрудничающий с «Выходом в город» и независимыми проектами. По его словам, бесплатные экскурсии практически всегда начального уровня, для людей, почти не знакомых с историей города. «Публика на платных экскурсиях, даже если они недорогие, более осознанна, это люди, знающие, зачем и куда пришли», — говорит Васильев. Иными словами, конкуренция между «Выходом в город» и другими бюро весьма условна.