Организованная столичным правительством на время новогодних каникул бесплатная культурная программа вызвала невиданный интерес среди москвичей. Около большинства выставок выстраивались громадные очереди. Руководители музеев признаются, что были совершенно не готовы к такому наплыву посетителей. Социологи отмечают, что причиной массового посещения москвичами музеев стало желание приобщить своих детей к классической культуре, а вовсе не отмена платы за вход.
В зимние каникулы бесплатно работало более 50 музеев Москвы. Чиновники прогнозировали, что со 2 по 9 января на различные выставки придет около 200 тыс. человек. В реальности количество желающих оказалось на порядок больше. В основном москвичи стремились посещать классические музеи. Уже в середине праздничных каникул в некоторые из них выстроились огромные очереди, а рекордсменом по количеству бесплатных посетителей стал Государственный Дарвиновский музей.
Бесплатный вход в музеи — акция для столицы беспрецедентная. Во многом поэтому столичные власти подготовили широкую информационную кампанию, посвященную программе культурных мероприятий на праздники. Информация о свободном входе на столичные выставки появилась в СМИ еще в конце ноября, затем она многократно повторялась. Перед началом каникул программку со списком бесплатных музеев вложили в дневники школьникам, перечень также опубликовали на официальном сайте правительства Москвы.
Корреспонденты «МН» опросили посетителей московских выставок. Рекордные очереди наблюдались в Дарвиновском музее. «6 января мы решили всей семьей сходить в музей, потому что там обещали специальные праздничные программы для детей и бесплатный вход. Когда мы подъехали, то увидели такую очередь, что сразу решили вернуться домой», — рассказала мать двух малолетних детей Екатерина Федосова.
Столпотворение у входов на выставки вызывало недоумение не только у гостей, но и у руководства музеев. «Мы не ожидали такого количества желающих посмотреть наши выставки. Заказали 50 тыс. бесплатных билетов, но они разошлись уже в первые три дня. Пришлось срочно разыскивать билеты на складах», — сообщила «МН» директор Дарвиновского музея Анна Клюкина. По словам директора, в прошлые новогодние каникулы выставки посещало 5–6 тыс. человек в день, в этом году — 12–13 тыс. Всего в праздничные дни в музее побывало не менее 90 тыс. посетителей.
Люди стояли в музейной очереди на улице по нескольку часов в любую погоду. Пенсионеры, подростки, родители с детьми. «Мы благодарны полицейским Юго-Западного округа, которые откликнулись на нашу просьбу и следили за порядком у входа», — сказала Клюкина. В стремлении попасть в музей бесплатно жители мегаполиса словно забывали о том, что цены на билеты в обычные дни не столь высоки. В оба выставочных зала Дарвиновского музея взрослый билет стоит 170 руб., для детей и льготников — 50 руб. Цены в один зал составляют соответственно 70 и 20 рублей.
По словам директора, к такому наплыву гостей не были готовы ни сотрудники, ни «мощности» здания. «Гардеробщицы в первые же дни написали заявления об уходе и больше на работу не выходили. Наши сотрудники, проводившие новогодние представления, в маскарадных костюмах принимали пальто и куртки, а потом вновь бежали развлекать гостей. Я тоже провела все эти дни на рабочем месте», — отметила Анна Клюкина. Гости стояли у выставочных витрин в три ряда. «Сейчас мы как раз подсчитываем затраты музея на «бесплатных» гостей, — сказала директор музея. — Надеюсь, власти компенсируют нам все расходы, как и было обещано ранее».
Некоторые столичные музеи все-таки смогли оперативно справиться с очередями и избежать столпотворения. Посетители Московского дома фотографии сообщили 5 января «МН», что в первой половине дня у входа была небольшая очередь, но к двум часам пройти в музей можно было свободно. «У нас работает несколько кассиров, и к тому же в музее очень просторное фойе, поэтому мы легко справляемся с наплывом посетителей», — пояснила «МН» администратор выставочных залов Дома фотографии Любовь Скляр. Число гостей на выставках, по словам администратора, увеличилось в несколько раз. «Сейчас к нам на выставки приходит ежедневно от 4 до 5 тыс. человек», — уточнила Скляр.
Пройти без очередей сумели еще и те москвичи, которые начали посещать выставки в первые дни каникул. Жительница мегаполиса Татьяна Иванова наметила себе маршрут из 12 особенно полюбившихся культурных площадок. Пять из них она обошла за один день 4 января. «Я была в Московском доме фотографии, и там не было никакой очереди. Дом Бурганова, Музей Гоголя — тоже никаких очередей. Немного постоять пришлось только 5 января у квартиры Пушкина», — рассказала она. Многие посетители выставок, опрошенные «МН», утверждали, что посещают уже второй или третий музей.
Местом массового паломничества жителей столицы в дни каникул стал также Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, где работал один из немногих катков столицы с искусственным ледовым покрытием. Необычно большому количеству гостей здесь также предшествовала обширная рекламная кампания в СМИ. Впрочем, свою лепту внесла и московская погода — практически все праздники в регионе наблюдалась плюсовая температура. Многие парки попросту не смогли залить подготовленные катки. Жительница мегаполиса Анастасия Аладжалова рассказала «МН», как провела в парке несколько часов и не смогла выйти на лед. «Сначала мы долго стояли в очереди, а в определенный момент кассы вообще закрылись и на каток перестали пускать. Погуляли по парку какое-то время, а когда вернулись к кассам, выяснилось, что перед нами еще одна очередь катающихся», — сообщила Аладжалова.
Руководитель отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады Алексей Левинсон выделяет три аспекта в желании москвичей и гостей города посетить как можно больше культурных площадок в праздничные дни. В первую очередь, по мнению эксперта, сыграло роль стремление родителей показать своим детям «то, что надо». «Люди стали интересоваться классикой, озаботились тем, что должны знать и они сами, и их дети и внуки. Во-вторых, не стоит забывать и о том, что очереди возникают и по причине непременных лавинообразных течений. Пришел один посетитель — за ним встал второй, и так далее», — пояснил Левинсон.
Важную роль сыграла и широкая информационная кампания. «Людям послали сигнал о том, что музеи работают бесплатно. И тут нельзя говорить, что у нас столь расчетливые граждане, которые не хотят тратить деньги на билеты. В данном случае сработал известный маркетинговый ход как способ привлечения покупателей», — полагает Левинсон.
«Многие институты были удивлены неожиданным поведением москвичей в последнее время, в частности проведением многотысячных митингов, а теперь еще и массовым посещением музеев», — считает Алексей Левинсон. Несмотря на проблемы, с которыми пришлось столкнуться посетителям музеев и катка в парке Горького, столичные власти определенно добились того, чего хотели, — москвичи провели время не у экранов телевизоров, а на массовых мероприятиях. Остается следить за тем, как чиновники и руководители культурных площадок используют полученный опыт.
Бесплатные ценности
Столичные музеи в новогодние каникулы столкнулись с небывалым наплывом посетителей
Наверх